Эллен, в принципе, была хорошим,
надежным товарищем. При других, более благоприятных обстоятельствах наша
совместная жизнь сложилась бы наверняка вполне нормально, но мы мало что
знали про самих себя и полагали, что жизнь и должна быть такой, какой она была.
Не жаловались на обстоятельства, не роптали на обстановку. Мы боролись, скованные одной
цепью, и вместе шли ко дну. Торстен Хаммарен предоставил мне
возможность поставить две мои собственные пьесы в Студии — поступок
мужественный и не безболезненный. Некоторые из сочиненных мною вещей
игрались и раньше. Критики были довольно единодушны: Бергман — хороший,
даже способный режиссер, но плохой писатель. Под словом «плохой»
подразумевалось: наивный, по-школьному незрелый, прыщавый, потливый,
сентиментальный, смехотворный, потешный, никуда не годный, без чувства
юмора, противный и так далее. Меня начал преследовать уважаемый
мною в высшей степени Улоф Лагеркранц*.
Когда он позднее стал этаким «гуру» по вопросам культуры в «Дагенс Нюхетер»,
нападки его приобрели просто гротескный характер. Об «Улыбках летней
ночи» он, например, писал следующее: «Скверная фантазия прыщавого юнца,
бесстыдные мечтания незрелой души, безграничное презрение к художественной
и человеческой правде — вот силы, создавшие эту «комедию». Мне стыдно, что
я ее посмотрел». *
Лагеркранц, Улоф
(род. 1911) — писатель, литературный
критик. В 1951-1960 гг. возглавлял отдел культуры, а в 1960-1975 гг. был одним
из двух главных редакторов крупнейшей шведской газеты «Дагенс
Нюхетер». 139 Сегодня это представляется
забавным курьезом. В то время это была отравленная стрела, причинившая горе и
страдания. Торстен Хаммарен, мужественный,
веселый человек, много лет подвергался преследованиям одного гётеборгского
критика. И вот во время представления «Бишон», смешного, пользовавшегося
большой популярностью спектакля, у Тор-стена появился шанс отомстить. В
антракте, когда публика, изнемогшая от смеха, уже собиралась выходить из зала,
он вышел на сцену и попросил минуту внимания. После чего не спеша,
делая неожиданные паузы и принимая нужное выражение лица, зачитал убийственную
рецензию. Зрители наградили его бурными выражениями симпатии. Открытое
преследование прекратилось, но взамен началось более утонченное:
оскорбленный критик принялся поносить жену Хаммарена, актрису, и его
ближайших друзей в театре. Ныне я занимаю вежливую, разве
что не подхалимскую позицию по отношению к моим судьям. Однажды я чуть не
избил одного из самых вредных из них. Только я размахнулся, намереваясь
нанести удар, как он сел на пол среди нотных пюпитров. Пришлось заплатить
штраф в 5 тысяч крон, но я считал, что деньги пропали не зря, ибо газета,
конечно, больше не позволит ему рецензировать мои спектакли. И, разумеется,
ошибся. Он исчез всего на несколько лет, а теперь опять вернулся и
продолжает изливать свою иссякающую желчь на плоды моих преклонных лет. |