Этот критик даже в Мюнхен
приехал, дабы, оставаясь верным долгу, исполнить там свои палаческие
обязанности. Весенним вечером я увидел его на Максимилианштрассе,
пьяного в стельку, в легкой майке и чересчур тесных бархатных брюках. Его
бритая голова безутешно моталась из стороны в сторону, он приставал к прохожим,
желая завязать разговор, но те с отвращением отвергали его попытки. Ему,
наверное, было очень холодно и хотелось блевать. Меня пронзило какое-то секундное
побуждение подойти к бедняге и протянуть ему руку — может, помиримся наконец, мы
ведь квиты, к чему такая взаимная ненависть спустя столько лет после того
происшествия? Но я тут же раскаялся в этом сентиментальном намерении. Вот идет
Смертельный враг. Его следует уничтожить. Правда, сейчас он сам себя уничтожает
своими отвратительными писаниями, но я еще станцую на его могиле, пожелав
вечного пребывания в аду, где он сможет проводить время за чтением
собственных рецензий. 140 Поскольку жизнь состоит из
сплошных противоречий, хочу сразу же сказать, что театральный критик
Херберт Гревениус — один из моих самых любимых друзей. Почти каждый день
встречаемся мы с ним в Драматене: сейчас, когда пишутся эти строки, ему
восемьдесят шесть лет, он по-прежнему любезно-насмешлив и по-прежнему
выкуривает свои непременные 50 сигарет в день. У истоков моего творческого пути
стоят два неподкупно-строгих ангела — Торстен Хаммарен и Херберт Гревениус. У
Хаммарена я научился ремеслу, у Гревениуса — известной ясности мышления.
Они терзали меня, формировали, наставляли. Я безмерно страдал из-за
уничижительной критики и прочих публичных унижений. Гревениус сказал:
«Представь себе меловую черту. По одну сторону стоишь ты, по другую —
критик. И оба вы развлекаете публику». Помогло. В одной постановке у
меня был занят спившийся, но гениальный актер. Хаммарен, высморкавшись, изрек:
«Подумай, как часто у падали из задницы растут лилии». Гревениус, посмотрев
один из моих ранних фильмов, сердито пожаловался на провал в середине. Я
объяснил, защищаясь, что актер должен был изобразить посредственность. На
это Гревениус ответствовал: «Нельзя давать посредственности играть
посредственность, вульгарной женщине — вульгарную женщину, надутой
примадонне — надутую примадонну». Хаммарен говорил: «Чертовщина
какая-то с этими артистами. Приобретя за годы пьянства собственное лицо,
они теряют память». *
* * Кроме тех шести недель в
Германии, я за границей не бывал. Как и мой друг и соратник по кино Биргер
Мальмстен. И мы решили восполнить этот пробел. Остановились в Каньсюр-Мэр,
крохотном городишке, запрятанном высоко в горах между Каннами и Ниццей. В те
времена туристам он был неизвестен, зато сюда охотно наведывались художники
и прочие люди искусства. Эллен удалось получить ангажемент на работу в
качестве хореографа в Лисеберге, дети остались под присмотром бабушки, все
было относительно спокойно. Финансовые дела временно поправились благодаря
тому, что я только что закончил один фильм и подписал контракт на другой —
на конец лета. В Кань я прибыл в конце апреля и поселился в солнечной
комнате с красным кирпичным полом, ви- |