Сценарий Вильгота Шёмана был
закончен, он уехал домой. Нам, предоставленным теперь самим себе, его
сильно не хватало. Фактического повода нашего пребывания в Париже больше не
существовало. Похолодало. С равнин стлался туман, лишая меня возможности
видеть с моего наблюдательного пункта под крышей гостиницы Эйфелеву башню.
Я написал пьесу под названием «Юаким Обнаженный». Главный герой — режиссер
немого кино, последователь Мельеса. Под окнами его скверной студии течет
бездонный канал. Герой ловит говорящую рыбку, порывает с семьей и рассказывает
сказку о том, как однажды Эйфелевой башне надоело быть Эйфелевой башней, и она,
покинув свое прежнее место, переместилась в Ла-Манш. Потом башню начинает мучить
совесть, и она возвращается. А Юаким становится членом святого братства,
превратившего самоубийство в осмысленный ритуал. Единственный имевшийся экземпляр
пьесы я отдал — в какой-то безумной надежде — в Драматен, где он бесследно
исчез, может, и к лучшему. 148 Мы бесцельно бродили по городу,
плутали, отыскивали знакомые места и вновь забредали неизвестно куда.
Забирались к шлюзам в Марне, Порт-Оретей и Ла Пи. Отыскали Отель дю Норд и
небольшой увеселительный парк в Венсенском лесу. Выставка импрессионистов.
«Кармен» Ролана Пети. Барро в роли господина К. в «Процессе»:
антипсихологический стиль игры, чуждый, но привлекательный. Серж Лифарь,
престарелое чудище в «Послеполуденном отдыхе фавна» — жирный распутник
с полуоткрытым мокрым ртом, бесстыдно источающий все грехи 20-х годов.
Концерт Равеля для левой руки субботним вечером в Театре Елисейских полей. Могу
продолжить: «Федра» Расина — тихая, но все же фурия; «Осуждение Фауста» —
Берлиоз в «Гранд-опера» с использованием всех средств; балеты Баланчина;
Синематека — удивительный мсье Ланглуа с полоской грязи на белоснежном
воротничке. Показывали «Травлю» и «Тюрьму», приняли дружелюбно; я посмотрел
фильмы Мельеса и французские немые фарсы, «Жюдекса» Фёйада и «Страницы из
книги Сатаны» Дрейера. Впечатления накладывались на впечатления. Неутолимый
голод. Как-то вечером мы отправились в
«Атеней» посмотреть Луи Жуве в пьесе Жироду. В ряду перед нами, чуть наискосок,
сидела Эллен. Она обернулась с улыбкой на губах. Мы сбежали. Прибыл адвокат
— в голубом костюме и красном галстуке, посланный родственниками наставить Гун
на путь истинный. Они договорились вместе пообедать. Стоя у окна нашего
номера, я смотрел, как они удаляются по рю Сент-Анн. Гун была в туфлях на
высоченных каблуках, рядом с ней оживленно жестикулировавший адвокат
казался коротышкой. Черное легкое платье плотно обтягивало ее бедра, рука
коснулась стриженых пепельных волос. Я не надеялся на ее возвращение. И
когда она появилась к вечеру, расстроенная, напряженная, я задал ей лишь один
вопрос, повторяя его с бешенством маньяка: «Ты спала с адвокатом? Ты спала
с ним? Признайся, ведь ты спала с ним! Я знаю, ты с ним спала». |