Когда мы начали во второй раз
работать над «Пляской смерти», у Андерса Эка была твердо установлена лейкемия.
Невыносимые боли облегчались с помощью сильнодействующих препаратов. Каждое
движение причиняло ему страдания, кульминацию драмы — танец с саблей — он
сыграть не мог, и мы отодвинули работу над этим эпизодом на будущее,
поскольку врач дал неопределенное обещание, что боли постепенно, по
мере лечения, отступят. Репетиции проходили необычно, время тянулось
медленно. Все мы сознавали безнадежность этой затеи, но мне, по вполне понятным
причинам, хотелось, чтобы Лидере Эк сам отказался от роли. Он этого не
делал. Мы работали с ним бок о бок с
начала 40-х годов, ругались и оскорбляли друг друга, мирились, опять ссорились,
в гневе 162 расходились, раскаивались с вновь
начинали сначала. «Пляска смерти» должна была стать венцом нашей совместной
работы, в которой принимали участие актеры высшей пробы: Маргарет
Круук и Ян-Улоф Страндберг. Со смешанным чувством неприязни и
грусти наблюдал я, как Андерс Эк вкладывал свой собственный страх смерти в
уста Капитана, полностью отождествляя себя с этим персонажем. Слова
Стриндберга, рисующие образ жалкого, немного смешного ипохондрика, превращались
в толковании Андерса Эка в стоически сдерживаемый и все-таки прорывающийся ужас
самурая. Это было кошмарно, непристойно, безнадежно, театр оборачивался
клоунадой. Как-то утром мне передали просьбу
Андерса Эка зайти к нему в уборную. Он сидел, положив руки на гримерный
столик. На лицо, серое от бессонницы и боли, падал резкий свет осеннего
дня. Андерс заявил, что складывает оружие, что постоянное потребление
болеутоляющих таблеток отрицательно сказалось на его способности здраво мыслить,
но теперь он понял, что использовал собственный страх смерти для
воплощения сходных ощущений Капитана. И печально упрекнул меня за мое
молчание. Мы с актерами собрались в
помещении «Синематографа» на последнем этаже старинного особняка в глубине
двора. Предстояло вместе пройти сценарий «Осенней сонаты». Ингрид Бергман
читала свою роль громовым голосом, подкрепляя ее мимикой и жестами, — все
определено и отработано перед зеркалом. Все были в шоке, у меня разболелась
голова, а помощник режиссера вышла на лестницу и зарыдала от ужаса: с 30-х годов
никто из нас не слышал таких фальшивых интонаций. «Кинозвезда»
самостоятельно сделала кое-какие купюры и отказывалась произносить
неприличные слова. Она заявила, что сюжет довольно
скучный, поэтому его надо бы оживить какими-нибудь шутками: «Почему это ты
становишься такой занудой, Ингмар, когда пишешь? В жизни ты бываешь
по-настоящему забавным». Прослушала прелюдию Шопена — кульминацию первой
части фильма, сначала ее играет дочь, а потом мать: «Господи, помилуй, неужто
этакую скучищу будут играть два раза? Ингмар, ты ненормальный, публика уснет,
нашел бы что-нибудь красивое и покороче, это будет так тоскливо, я вся
иззеваюсь». |