163 Ингрид Бергман исполняет роль
известной пианистки. Все пианисты мучаются от болей в спине, может быть, за
исключением Рубинштейна. Пианист, у которого болит спина, любит лечь на пол
и вытянуться во всю длину. Мне хотелось, чтобы в одном из важных для нее
эпизодов Ингрид лежала на полу. Она засмеялась: «Ингмар, дорогой, ты совсем
сошел с ума. Ведь это серьезная сцена. Не могу же я играть серьезную сцену, лежа
на полу. Это будет нелепо. Зрители будут смеяться. Разумеется, в этой
жуткой истории мало что может вызвать смех, но почему тебе непременно надо
заставить публику смеяться в самом неподходящем месте, можешь ты мне это
объяснить?» Наши чрезвычайно сложные съемки
начались с дурных предзнаменований. Страховая компания отказалась выдать
страховку на Ингрид Бергман, так как она перенесла операцию по поводу рака.
Через неделю после начала съемок из Лондона, куда Ингрид ездила на очередное
обследование, сообщили, что обнаружены новые метастазы и ей немедленно
следует лечь на операцию и облучение. Ингрид ответила, что сперва закончит
фильм, и деловито поинтересовалась, не сможем ли мы ужать на несколько дней
съемки с ее участием. Если это окажется невозможным, она останется на все
запланированное время. Она продолжала работать, как
будто ничего не произошло. Неразбериха первых дней сменилась мужественным
профессиональным штурмом. Обвинив меня в недостатке искренности, она
вынудила выложить все мои претензии. Я сказал то, что думаю, мы поругались, а
потом просматривали заснятые куски столько, сколько ей этого хотелось. Одновременно Ингрид обнаружила
феномен, с которым ей никогда не приходилось сталкиваться в ее профессии.
Среди многочисленных женщин съемочной группы, сильных,
самостоятельных, умудренных опытом и в профессиональном и в личном плане, —
среди этих женщин существовала сплоченность, некое братство: Катинка
Фараго, руководитель съемочной группы, Ингер Перссон, ответственная за
костюмы, Силла Дротт, гример, Сильвия Ингмарссон, монтажер, Анна Асп,
художник-декоратор, Черстин Эрикстдоттер, помощник режиссера, Ингрид, моя
жена и администратор, и Лив Ульман, актриса. Ингрид Бергман с благодарностью
влилась в это крепкое содружество, обретая краткие мгновения покоя в
лишенной всякой сентиментальности сестринской преданности. 164 Ингрид таскала с собой по всему
миру ржавую коробку, где хранились обрывки пленки с кадрами, запечатлевшими ее
детские и юношеские годы. Ее отец был фотографом, изредка он брал напрокат
кинокамеру. На протяжении четырнадцати минут кинолента показывала нам крохотную
девчушку на коленях красавицы матери, одетую в траур девочку у могилы
матери, худющего подростка, хохочущего и поющего за роялем, мило
улыбающуюся юную девушку, поливающую розы в оранжерее. Ингрид берегла фильм как
зеницу ока. С немалым трудом мне удалось заполучить у нее ленту, чтобы сделать
новый негатив и новую копию с изношенной и опасной нитратной
пленки. |