174 и он и я осознали
умопомрачительный комизм ситуации, хотя до смеха было еще далеко. Опустившись на первый попавшийся
стул, Шёберг недоуменно спросил, как два относительно хорошо воспитанных
человека могут так по-идиотски вести себя. Я пообещал вернуть ему Маргарету
Бюстрём, если актерский совет даст согласие. Презрительно отмахнувшись, он
вышел из комнаты. При следующей нашей встрече мы больше об этом деле не
говорили. И в дальнейшем мы по многим вопросам — и художественным и
личным — круто расходились во мнениях, но спорили вежливо, без злобы. Первый раз я посетил Драматен на
Рождество 1930 года. Давали сказку Гейерстама «Клас Большой и Клас
Маленький» в постановке двадцатисемилетнего Альфа Шёберга. Это была его
вторая работа. Я помню спектакль до мелочей: свет, декорации, восход солнца,
крошечных лесных фей в национальных костюмах, лодку на реке, старинную
церквушку с привратником — святым Петром, ажурный дом. Я сидел сбоку, во
втором ряду второго яруса, рядом с дверью. Иногда, когда на час-другой
между репетициями и вечерним спектаклем в театре наступает тишина, я сажусь на
свое прежнее место и каждой клеточкой своего тела ощущаю, что это неудобное,
дряхлое помещение и есть мой истинный дом. Этот огромный, погруженный в тишину и
полумрак зал суть... Тут я после длительных колебаний хотел написать:
«начало и конец и почти все между ними». Выраженное обычными словами, это звучит
смешно и напыщенно, но я не могу найти лучшей формулировки, поэтому пусть
так и останется: суть начало и конец и почти все между ними. Альф Шёберг как-то рассказал, что
когда он вычерчивал сценическую площадку, набрасывая какую-нибудь
мизансцену, ему не требовались ни линейки, ни размеры — рука точно знала
масштабы. Так и остался он в Драматене,
начав карьеру молодым, страстным актером (его преподаватель Мария Шильдкнехт
говорила: он был очень способным артистом, но слишком ленивым, потому и
стал режиссером). Остался до самой смерти — сделав два или три спектакля в
других театрах, остался в Драматене — властелином и пленником. Мне кажется, я
никогда не встречал человека столь противоречивого в своей сути. На
лице — маска Каспера, где все подчинено воле и беззас- 175 тенчивому обаянию. А за
решительным, искусным фасадом боролись — или мирно уживались — социальная
неуверенность, интеллектуальные страсти, самопознание, самообман, мужество
и трусость, черный юмор и гробовая серьезность, мягкость и жестокость,
нетерпение и бесконечное терпение. Как и все другие режиссеры, он тоже играл
роль режиссера, а поскольку был талантливым актером, исполнение получалось
убедительным: ясновидец и практик. |