Я никогда не соперничал с
Шёбергом. В театре равного ему не было — факт, воспринимавшийся мною без всякой
горечи. Его интерпретации Шекспира я считал совершенными, мне нечего было
добавить, он знал больше меня, видел глубже и увиденное воплотил на сцене. Его великодушие нередко вызывало
мелочную, бесцветную критику. Я и не подозревал, что это серенькое нытье
задевало его. Больнее всего на Шёберга
подействовала, по всей видимости, наша провинциальная культурная революция.
В отличие от меня он был вовлечен в политическую жизнь и произносил пламенные
речи о театре как оружии. Подули новые ветры и в Драматене, и Шёберг собрался
вместе с молодежью на баррикады. Велико же было его огорчение, когда ему
пришлось прочитать призывы сжечь Драматен, а Шёберга и Бергмана
повесить на часах Турнберг на Нюбруплан. Возможно, какой-нибудь храбрый
ученый наберется когда-нибудь духу и изучит, какой вред — прямой и
косвенный — нанесло нашей культурной жизни движение 68-го года. Возможно,
хотя вероятность ничтожна. Разочарованный революционеры до сих пор сидят в
редакциях, вцепившись в письменные столы, и талдычат о «сбившемся с пути
обновлении». Они не понимают (да и как им понять!), что своими действиями
нанесли смертельный удар по развитию, которое ни в коем случае нельзя отрывать
от его корней. В других странах, где дозволено многообразие идейных течений,
традиции и образование не подверглись разрушению. Лишь в Китае и Швеции
высмеивали и унижали своих художников и учителей. Меня самого — на глазах сына —
выставили из государственного театрального училища. В ответ на мои слова о
том, что студентам, дабы донести до масс свои революционные идеи, необходимо
овладеть актерской техникой, они засвистели, размахивая красной книжицей,
вкрадчиво поощряемые тогдашним ректором Никласом Бруниусом. 176 Молодежь, быстро и умело
организовавшись, оккупировала средства массовой информации, оставив нас как
использованное старье в жестокой изоляции. Лично мне работать
практически не мешали. Мои зрители находились в других странах, обеспечивая
мне средства к существованию и поддерживая хорошее настроение. Я презирал
фанатизм, знакомый с детства: та же эмоциональная тина, только с иными знаками
альтерации. Вместо свежего ветра — деформация, сектантство, нетерпимость,
боязливая угодливость и злоупотребление властью. Модель неизменна: идеи
обюрокрачиваются и извращаются. Иногда процесс идет быстро, иногда занимает
сто лет. В 1968 году он набрал стремительную скорость. За короткое время был
нанесен потрясающий и трудно исправимый ущерб. |