«Вакханки» свидетельствуют о
мужестве разбивать литейные формы. * * * Во вторник 27 декабря 1983 года
Стокгольм погрузился во мрак. Мы репетировали «Короля Лира» в большом красивом
зале на верхнем этаже Драматена — шестьдесят душ: актеры, статисты,
помощники. Сумасшедший король стоит посреди
сцены в окружении всяческого сброда и утверждает, что жизнь — это арена для
дураков. Гаснет свет, все смеются, поднимают жалюзи, подгоняемый
ветром, оседает на окнах мокрый снег. Налитый свинцом дневной свет
нерешительно проникает в репетиционный зал. По местному телефону кто-то
сообщает, что театр, весь квартал, может, даже весь город погрузился в
темноту. Я предлагаю немного подождать, в
большом городе перебои с электричеством не могут продолжаться долго. Мы
расса- 225 живаемся — кто на стулья, кто на
пол, — тихо беседуем. Неисправимые курильщики выходят в фойе, но тут же
возвращаются — там царит египетская тьма. Идут минуты, сереет лишенный тени
свет за окном, король стоит в сторонке, все еще одетый в широкую черную
мантию и увенчанный растрепанным цветочным венком, когда-то, наверное,
принадлежавшим Офелии, Анне или Сганарелю. Губы его шевелятся, рука отбивает
такт, глаза закрыты. Глостер, сдвинув кровавую повязку с выколотых глаз,
чуть заикаясь, уверяет, будто он мастерски готовит жареную салаку.
Несколько хорошеньких статисток, собравшись в углу, слушают Олбани,
выряженного в спортивный костюм, сапоги и при мече. Время от времени они
благодарно смеются, правда приглушенно, поскольку в комнате — приглушенное,
но не без приятности настроение. Эдгар, наш уполномоченный по
технике безопасности, настаивает на необходимости обнести площадку
загородкой. Сняв очки, он с жаром что-то объясняет помрежу, тот записывает.
Честнейший Кент вытянулся на полу во всю длину — начинается радикулит или
еще какая-нибудь дрянь. Прелестная Корделия, найдя стеариновую свечу,
отправляется через темный холл в уборную и покурить — две непреходящие
назойливые потребности. Прошло полчаса, метель
усиливается, дальние углы зала утонули во мгле. В центре, сгрудившись вокруг
пяти горящих свечей, поют мадригал дирижер и наш хор — музыкально одаренные
мальчики и девочки с хорошими голосами. Мы замолкаем и прислушиваемся:
нежно льются голоса, гудит метель. Неработающее уличное освещение не может
рассеять все быстрее исчезающий, неуверенный, умирающий дневной свет. Песня
проникает в душу, лица почти неразличимы. Время остановилось, сейчас мы в
глубине того мира, который существует постоянно, совсем рядом. Только и
нужно что мадригал, метель и погасший город, чтобы оказаться в хорошо знакомом и
все-таки кажущемся недоступным пространстве. В своей профессиональной жизни мы
ежедневно играем со временем: растягиваем его, укорачиваем, уничтожаем. Это
происходит естественно, мы не задумываемся над этим феноменом. Время —
хрупкая, внешняя конструкция, и сейчас оно исчезло совсем. |