![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Поскольку в душе моей беснуется
буря, которой нельзя давать волю, я боюсь всего непредвиденного,
непредсказуемого. Посему моя профессиональная работа заключается в
педантичном управлении неизъяснимым. Я — посредник, организатор,
человек, создающий ритуалы. Есть режиссеры, материализующие собственный хаос, в
лучшем случае им удается из этого хаоса сотворить спектакль. Мне
отвратительна подобная самодеятельность. Я никогда не участвую в пьесе — я
перевожу, конкретизирую. Самое главное — в моей работе нет места для личных
проблем, если только они не помогают проникнуть в тайну текста или же не дают
выверенного толчка творческой фантазии актера. Я ненавижу бури,
агрессивность, эмоциональные взрывы. Моя репетиция — это операция,
проводимая в специально оборудованном для этой цели помещении. Там царит
самодисциплина, чистота, свет и тишина. Репетиция — это работа, а не
психотерапевтический сеанс режиссера и актера. Я презираю Вальтера, который уже
в 11 часов утра пребывает в легком подпитии и вываливает на окружающих свои
не- 32 приятности. Мне противна Тереза,
которая со всех ног кидается мне на шею, испуская запах пота и духов. Мне
хочется отлупить Пауля, этого злополучного педераста, явившегося в
туфлях на высоком каблуке, хотя он прекрасно знает, что ему целый день
придется бегать по лестницам на сцене. Я ненавижу Ваню*, которая отдуваясь, врывается в зал с опозданием
ровно на одну минуту, растрепанная, расхристанная, нагруженная сумками и
пакетами. Меня раздражает Сара, забывшая рабочий экземпляр пьесы, и ее
вечное ожидание двух важных телефонных разговоров. Я хочу покоя, порядка и
дружелюбия. Только так мы сумеем приблизиться к безграничности. Только так
постигнем тайну и овладеем механизмом повторения. Живого, пульсирующего
повторения. Каждый вечер — один и тот же спектакль, тот же самый, и тем не
менее каждый раз рождающийся заново. Кстати, как научиться дозволенному,
длящемуся всего какую-то секунду rubato**,
столь необходимому, чтобы спектакль не превратился в мертвящую
рутину или в непереносимое своеволие? Все хорошие актеры знают эту тайну,
посредственные должны ею овладеть, плохие не постигнут никогда. Итак, моя работа — управлять
текстом и рабочим временем. Я несу ответственность за то, чтобы дни
проходили не совсем бессмысленно. Я не бываю просто человеком со своими
личными заботами. Я наблюдаю, регистрирую, констатирую, контролирую. Заменяю
актерам глаза и уши. Предлагаю, прельщаю, вдохновляю или отвергаю. Во мне
отсутствует спонтанность, импульсивность, соучастие в игре, хотя внешне все
выглядит наоборот. Если бы я на секунду снял маску и высказал то, что на
самом деле думаю и чувствую, мои товарищи накинулись бы на меня, разорвали
на части и выкинули в окно. |
![]() ![]() |