Но маска не искажает моей сути.
Интуиция работает быстро и четко, я все замечаю, маска — лишь фильтр, не
пропускающий ничего личного, не относящегося к делу. Буря — под
контролем. Довольно долгое время я жил с
немолодой, поразительно талантливой актрисой. Она издевалась над моей теорией
чистоты, утверждая, будто театр — это дерьмо, похоть, необуздан- * В
Швеции Ваня — женское имя. **
Rubato
, сокращенное от tempo rubato
(итал.) —
свободное, не строго в такт, музыкальное
исполнение; здесь — в переносном смысле — как несоблюдение общего ритма,
постоянного на протяжении всего спектакля. 33 ность и вообще ад. Она говорила:
«Единственный твой недостаток, Ингмар Бергман, — страсть ко всему
здоровому. Ты должен избавиться от нее, ибо она лжива и подозрительна, она
ставит тебе пределы, за которые ты не осмеливаешься переступить, тебе
следовало бы, как доктору Фаустусу Томаса Манна, подыскать себе
шлюху-сифилитичку». Возможно, она была права, а
может, это были просто романтические бредни в духе времени поп-искусства и
наркотиков. Не знаю. Знаю только, что эта красивая гениальная актриса
потеряла память и зубы и умерла пятидесяти лет от роду в сумасшедшем доме.
Сполна получила за свое распутство. Между прочим, художники, имеющие
пристрастие к теоретизированию, весьма опасны. Их идеи внезапно становятся
модными, что нередко приводит к катастрофическим последствиям. Игорь
Стравинский обожал теоретические формулировки. Он много писал об
интерпретации. Внутри у него бушевал вулкан, и потому он призывал к
сдержанности. Посредственности, читая его рассуждения, согласно кивали
головами. Те, у кого и намека на вулкан не было, взмахивали дирижерскими
палочками, свято соблюдая сдержанность, а Стравинский, который никогда не
жил так, как учил, дирижировал своего «Аполлона Мусагета» словно это был
Чайковский. Мы же, знакомые с его теориями, слушали и поражались. Год 1986-й, я в четвертый раз
ставлю «Игру снов». Я доволен своим решением — «Фрекен Жюли» и «Игра снов»
пойдут в одном театральном сезоне. Мой кабинет в Драматене отремонтирован,
я уже обосновался в нем. Я — дома. Подготовительный этап начался с
осложнений. Я пригласил для постановки одного сценографа из Гётеборга. Его
подруга, после десяти лет совместной жизни, сбежала с молодым актером. У
сценографа открылась язва, и он приехал в конце июня на Форё в ужасном
состоянии. В надежде, что работа обуздает
его депрессию, мы начали проводить наши ежедневные совещания. У художника
дрожали губы, и он, глядя на меня своими чуть вытаращенными глазами,
шептал: «Хочу, чтобы она вернулась». Я, не желая играть роль духовника, был
непреклонен. Через несколько недель он сломался окончательно, заявил, что
работать больше не в силах, после чего упаковал вещички и вернулся в
Гётеборг, где, подняв паруса, отправился в морское путешествие с новой
любовницей. |