Еще один взгляд в будущее. — В чем моя вина? Отец сидит за письменным столом,
я — в потертом кожаном кресле в глубине комнаты. За окном — свинцово-серый
зимний день без теней, на крышах и в воздухе снег. Отец поворачивается ко
мне лицом, темный контур на фоне прямоугольника окна. Я с трудом различаю
черты его лица, но хорошо слышу голос. — В чем моя вина? Он повторяет вопрос, а что я могу
ответить? На столе лежит один из материных дневников. — Я открыл ее второй банковский
сейф и там обнаружил еще дневники. Представляешь, Карин вела дневник с марта
1913 года, когда мы поженились, почти до самой кончины — последняя запись
сделана за два дня до смерти. Каждый день. — Вы знали, что мать ведет
дневник? — Я как-то спросил ее, и она
ответила, что обычно вкратце записывает разные события, но чтобы... Отец качает головой, перелистывая
раскрытую тетрадь в коричневом переплете: «...каждый день». — Я пытаюсь прочитать и понять, я
имею в виду, чисто технически. У матери такой мелкий почерк. Мне приходится
пользоваться лупой. Отец поднимает лупу, словно бы
извиняясь: ежедневно, микроскопический почерк, шифры. — Вообще-то у матери был четкий и
разборчивый почерк. А здесь совсем другой. И потом, она часто сокращает имена и
слова. А иногда употребляет какое-то зашифрованное слово, которое совершенно
невозможно понять. Глубоко вздохнув, отец
протягивает мне тетрадку, я встаю и беру ее в руки. 1927 год: мать в больнице,
обширная операция, удаление матки и яичников. Три месяца. Беспокойство о
доме и детях. Отец приходит каждый день. «Я же не могу по- 321 просить его не приходить, я так
устаю от его страхов. Как будто я должна испытывать угрызения совести из-за
того, что нахожусь здесь». Я медленно с помощью лупы читаю,
потом захлопываю тетрадь и переправляю ее через весь стол обратно. — Читаю и читаю. И постепенно
начинаю осознавать, что никогда не знал той женщины, с которой прожил больше
пятидесяти лет. Отец отворачивается, его взгляд
устремлен на падающий снег и белые крыши. Вдалеке бьют часы церкви Хедвиг
Элеоноры. Затылок у отца высокий и худой, волосы редкие. «Ничего не
знаю», произносит он. — Карин говорит о фиаско.
Жизненном фиаско. Ты можешь это понять? Вот тут она пишет: «Как-то раз в
одной книге я наткнулась на слова «жизненное фиаско». У меня
перехватило дыхание, и я подумала — жизненное фиаско и есть самые точные
слова». — Мать порой слишком все
драматизировала. — Я пытаюсь найти объяснение. — И я спрашиваю себя, медленно,
почти неслышно говорит отец, спрашиваю себя, в чем моя вина. — Но вы ведь с матерью
разговаривали? — Конечно. Разумеется,
разговаривали. Вернее, говорила Карин. Что мог сказать я? У Карин было столько
идей относительно того, как нам изменить нашу жизнь. Она требовала от меня
ответа на ее вопросы, а что я мог ответить? Карин утверждала, что я ленив.
Не когда речь шла о работе, а просто ленив, ну, ты понимаешь. |