Лена Улин не собирается делать
аборт. Она — сильная, красивая, полная жизни женщина, крайне эмоциональная,
порой безалаберная, с уравновешенным, по-крестьянски цепким умом. Она
радуется предстоящему рождению ребенка, сознает все связанные с этим трудности,
но считает, что если заводить ребенка, то именно сейчас, когда ее карьера
уверенно пошла вверх. Ситуация, как я уже сказал,
немного комическая, то есть комическая для режиссера. Будущая молодая мать не
может быть смешной, она прекрасна, достойна всяческого уважения и притом ради
ребенка отказывается от карьеры. Чувства в большинстве случаев
неуправляемы: я все-таки мысленно обвиняю ее в предательстве. Так называемая
действительность внесла свои коррективы и в мечты и в планы. Но мое
ожесточение почти сразу проходит — что это еще за нытье? Для будущего наши
театральные упражнения довольно безразличны, рождение же ребенка придает
ему хотя бы иллюзорный оттенок смысла. Лена радовалась. Я радовался ее
радости. Репетиционные неприятности не
имели ничего или почти ничего общего с вышеописанными событиями. Недели шли.
Результаты были по-прежнему средние. К тому же что-то произошло с Марик
Вос, нашим сценографом — то ли временный провал в памяти, то ли дало себя знать
перенапряжение. Вот уже много лет мужское пошивочное ателье Драматического
театра было «укомплектовано» неумелой бестолочью. Марик тихо и упорно боролась с
их глупостью, ленью и чванливостью, ни одна вещь не соответствовала
эскизам, ничего не было готово. Все это привело к тому, что Марик забыла о
диапозитивах. Их подбор она поручила одной молодой особе, для которой
— по причине ее общей некомпетентности — не нашлось другой работы. Та горячо
взялась за дело и заказала фотографий на десятки тысяч крон, на что никто
не обратил внимания. Наконец молчание вокруг диапозитивов показалось мне
подозрительным, и я начал разбираться в этом деле. Оказалось, в нашем
распоряжении замечательные новые проекционные аппараты и ни одного
диапозитива. Катастрофа каза- 41 лась неминуемой, но нам повезло:
нашелся молодой, знавший дело фотограф, горевший желанием помочь; дни и ночи
напролет он подбирал мотивы и решал возникавшие технические проблемы.
Последние диапозитивы были готовы к генеральной репетиции. В пятницу 14 марта состоялся
первый прогон, спектакль игрался без остановок и повторов. В дневнике я записал:
«Не прогон, а насмешка. Сижу и глазею. Ни малейшего сопереживания.
Абсолютно бесстрастен. Ну да ладно, время еще есть». (Премьера была
запланирована на 17 апреля, в 70-ю годовщину первой премьеры.) В воскресенье мы с Эрландом* сидим у меня в кабинете в театре и разговариваем о
Себастьяне Бахе. Маэстро вернулся домой после длительного путешествия, за время
его отсутствия умерли жена и двое детей. В его дневнике появляется
запись: «Господи всеблагой, не дай мне потерять радость». |