Всю свою сознательную жизнь я
прожил с тем чувством, которое Бах называл радостью. Оно спасало меня в
критические моменты и в несчастьях, было мне столь же надежной опорой,
как и мое сердце. Порой подавляло, причиняло неудобства, но никогда не
бывало враждебной, разрушительной силой. Бах называл это состояние радостью,
Божьей радостью. Господи всеблагой, не дай
мне потерять радость. Внезапно я слышу, как говорю
Эрланду: «Я теряю радость. Ощущаю это физически. Она ускользает от меня,
оставляя после себя болезненную пустоту и влажную оболочку, которая скоро
усохнет и исчезнет». Я заплакал и испугался, потому
что давно отвык плакать. В детстве я часто и охотно пускал слезу. Мать, раскусив
мою хитрость, стала меня наказывать. Я перестал плакать. Иногда из глубины, со
дна колодца до меня доносится безумный вой, всего лишь эхо, он настигает без
предупреждения. Безудержно рыдающий ребенок, вечный узник. В тот сумеречный день в моем
кабинете взрыв произошел неожиданно. Меня залила черная жгучая тоска. Несколько лет назад я навестил
своего друга, умиравшего от рака. Разъедаемый изнутри болезнью, он превратился
в * Имеется
в виду Эрланд Юсефсон (род. 1923), известный шведский актер, театральный
деятель и писатель. В 1966-1975 гг. возглавлял Драматен. Снимался во многих
фильмах И. Бергмана. В 1985 г. снялся в фильме А. Тарковского
«Жертвоприношение». 42 сморщенного гнома с огромными
глазами и колоссальными желтыми зубами. Он лежал на боку, подключенный ко
множеству аппаратов, прижимал левую ладонь к лицу и шевелил пальцами. Губы
его растянулись в жуткой улыбке, и он проговорил: «Гляди, я еще могу
шевелить пальцами, все-таки какое-то развлечение». Надо приспособиться, сократить
линию фронта, битва все равно проиграна, ничего другого ждать не приходится,
хотя я и жил в жизнерадостном заблуждении, что Бергману, мол, не грозит
разрушение. «Неужели нет никаких скидок, никаких льгот для артистов?» —
спрашивает актер Скат в «Седьмой печати», цепляясь за крону Дерева жизни.
«Нет никаких льгот для артистов», — отвечает Смерть и начинает пилить
ствол. В ночь на понедельник у меня
поднялась температура. Тело сотрясает лихорадка, пот течет ручьями, каждый
нерв бурно протестует. Ощущение необычное. Я почти не болею, иногда
плохо себя чувствую, но никогда не бываю болен настолько, чтобы отменить
репетицию или съемку. Десять дней я валяюсь с высокой
температурой, даже читать не в силах, лежу и дремлю. Когда же наконец
пытаюсь встать с кровати, не могу удержаться на ногах — я так тяжело болен, что
это даже интересно. Дремлю, засыпаю, просыпаюсь, кашляю, сморкаюсь. Грипп
хозяйничает неутомимо и покидает меня с неохотой: температура скачет. У
меня появился шанс — если бросать работу над спектаклем, более подходящего
случая не придумаешь. |