Мы сделали видеозапись
злополучного прогона. Я прокручиваю ее вновь и вновь, отмечаю слабости,
анализирую недостатки. Возможность отказаться от постановки дала мне
мужество продолжать. Бессмысленность не стала менее бессмысленной,
нежелание не превратилось в желание, но меня охватила вырабатывающая адреналин
ярость. Я еще не умер. Решаю начать репетицию 1 апреля,
независимо от моего состояния. Накануне ночью — повторный приступ болезни с
высокой температурой и желудочными спазмами. Тем не менее работа идет
нормально, я бракую целые куски и делаю их заново. Актеры отвечают дружеским
энтузиазмом. Бессонные ночи заполнены тревогой и физическими недомоганиями,
грипп оставил после себя незнакомую мне депрессию, живущую самостоятельной
ядовитой жизнью в моем теле. В среду 9 апреля — последняя
репетиция в репетиционном зале. Я записал: «Опасения оправдываются и
усилива- 43 ются. Идти дальше еще
решительнее. Печален, но отнюдь не сломлен». И вот мы переместились в тесноту
и неудобства Малой сцены. Расстояние и резкий рабочий свет безжалостно
выявили все неровности спектакля. Исправляем, изменяем. Установка
света, грим, костюмы. С таким трудом собранный дом разваливается, все скрипит,
трещит, сопротивляется. Мир сотрясается и рушится, неужто
мне и впрямь придется нацепить эту бороду! Если я надену эти брюки поверх
других, не успею переодеться, здесь нужна липучка, ты перебрал с белилами.
Убийца Пальме все еще на свободе, снегоразбрасыватель неисправен, снег
получается комковатый, навеска неудачна, почему у левого софита свет
теплее, чем у других, зеркало никуда не годится, производственный брак, в
Швеции нет хороших зеркал, надо заказать в Австрии, уличные беспорядки в
Южной Африке, четырнадцать человек убито, много раненых, почему шумят
вентиляторы, они должны работать бесшумно, вентиляция отвратительная, в середине
зала — ледяной сквозняк, почему до сих пор нет ботинок, сапожник
болен, мы заказали их в городской мастерской, думаю, в пятницу
получим. Можно, я сегодня буду говорить потише, болит горло, нет, температуры
нет, в «Ревизоре» я не играю, но у меня выступление по радио. Оставайся
там, где стоишь, сделай два шага вправо, хорошо, чувствуешь теперь эту
лампу? Терпение и спокойствие, не
ругаться, а смеяться. Так дело идет быстрее, но все равно муторно. Теперь вот
это место, нет, ничего не меняем, по-прежнему никакого отзвука, я ведь
вижу, как его трясет словно в судорогах, я в чем-то ошибся? Может,
надо было по-другому выстроить мизансцену? Нет, не поможет. Он страстно
хочет, изо всех сил колотит в стены тюрьмы, есть же какой-то выход? |