Мир сотрясается и рушится, мы —
хлопотливо и чуть возбужденно — жужжим в толстых стенах Дома, маленьком
мирке тревожного беспорядка, прилежания, нежности и таланта. Мы ведь только
на это и способны. Наутро после убийства Улофа
Пальме мы собрались в холле репетиционного зала. Приступить к работе казалось
немыслимым. Переговаривались — неуверенно, подыскивая слова, пытаясь
нащупать контакт, кое-кто плакал. Диковинным выглядит наше ремесло, когда в него
врывается реальная жизнь, не оставляя камня на камне от наших иллюзорных
забав. В дни оккупации Норвегии и Дании Германией мой лю- 44 бительский театр должен был
играть «Макбета» в актовом зале школы на Свеаплан. Мы соорудили временную
сцену и трудились над спектаклем целый год. В те дни в школе
расквартировали воинскую часть, большинство из нас было призвано в
армию. Но по какой-то необъяснимой причине нам разрешили сыграть наш спектакль.
В школьном дворе были установлены зенитки, полы в коридорах и классах устланы
соломой, кругом кишели облаченные с грехом пополам в военную форму
солдаты. Светомаскировка. Я исполнял роль короля Дункана,
парик не налезал, я выкрасил волосы в белый цвет жирным гримом и приклеил
бороду — никогда ни один Дункан не был так похож на козла. Леди
репетировала всегда в очках и потому сейчас то и дело спотыкалась и наступала на
подол платья. Макбет фехтовал, как никогда, энергично (мечи мы достали в
последнюю минуту) и так хватил по голове Макдуфа, что у того брызнула кровь
— после представления его увезли в больницу. А теперь вот — убийство Улофа
Пальме. Как справиться с охватившей нас растерянностью? Отменить репетицию,
отменить вечерний спектакль? Об «Игре снов» придется забыть навсегда.
Нельзя же в самом деле сейчас играть пьесу, в которой героиня беспрерывно
повторяет: «Как жалко людей». Невыносимо устаревшее произведение искусства,
прекрасное, но далекое, возможно, уже мертвое. И тут одна из молодых актрис
говорит: «Может, я ошибаюсь, но мне кажется, надо репетировать, надо
играть. Тот, кто убил Пальме, хочет, чтобы наступил хаос. Если мы отменим
репетицию и спектакль, мы лишь поможем возникновению хаоса, позволим
чувствам взять верх. Сейчас главное — не чьи-то личные временные эмоции, а нечто
иное. Нельзя допустить хаос». Медленно, неуверенно «Игра снов»
превращалась в спектакль. Мы репетировали в присутствии публики. Иногда
зрители были внимательны и увлечены, иногда молчаливы и безразличны.
Робкий оптимизм окрасил наши щеки. Коллеги хвалили, мы получали письма и
ободряющие отклики. Последняя неделя репетиций для
режиссера почти невыносима. Стимул дальнейших усилий утрачен, от тоски
нечем дышать, изъяны бьют в глаза, мозг и чувства точно плотным туманом
заволакивает холодным влажным равнодушием. |