Сон из рук вон: крутится
бесконечная карусель неурядиц. Интонаций, жестов, перед глазами застыли, словно
неподвиж- 45 ные слайды, неудачные световые
моменты. Полюбуйся-ка! Ночь длинна и тосклива. Недостаток сна меня не смущает,
изматывают переживания: в чем основная ошибка? Может быть, она заложена в
самом тексте — в разрыве между гениальными находками и душеспасительными
теориями, между суровой красотой и приторным лепетом? Но ведь именно это
противоречие, черт бы меня побрал, я и хотел отобразить! Может,
игривая пародийность сцены в пещере Фингала кощунственна? Над Титаном
нельзя смеяться, даже если смеешься с любовью? Не забыть направить 36-й
софит на кровать в комнате Адвоката, а в целом свет в этой сцене удачный, всего
несколько ламп — и создано нужное настроение. Свен Нюквист* был бы мною доволен. На меня уставились коровы,
пасущиеся на худосочном лугу возле кузницы, тучи мух вьются над их мордами,
лезут в глаза, малорослая пестрая корова с острыми рогами считается злюкой.
Вот идет Хельга, блузка на пышной груди повлажнела, от нее резко пахнет потом и
молоком, она смеется, обнажая крупные белые зубы с дырой посередине — дело рук
Брюнольфа. В ответ Хельга спустилась на берег реки и потопила его плоскодонку,
потом открыла банку анчоусов и спряталась за дверью. Когда Брюнольф пришел на
обед, она вдавила банку в лицо законного супруга, вдавила и повернула. Брюнольф
задумался. Заново обретя способность видеть, он нахлобучил на голову шляпу с
круглой тульей и отправился пешком в Борленге — по лбу и щекам течет кровь, в
бороде застряли анчоусы. Он зашел к фотографу Хультгрену и потребовал,
чтобы тот сфотографировал его прямо в таком виде — в заляпанном комбинезоне, в
шляпе, с раскровавленным носом и свисающими со щек и подбородка анчоусами. Что и
было исполнено. Эту фотографию Хельга получила на день рождения. Все, я
сплю... и звонит будильник. Лежу не шевелясь, голова ясная, в
душе страх: я способен убить всякого, кто скажет хоть одно дурное слово о
моих актерах. Подошел день генеральной репетиции, настало время
расставаться. Послезавтра они прочтут газеты, уверяя, что и не думали
читать. А уж там их освежуют, намнут бока, похлопают по плечу, превознесут,
отчитают, смешают *
Нюквист, Свен
(род. 1922) — выдающийся шведский
кинооператор; систематическую работу с И. Бергманом начал в фильме
«Источник» (1959) и с тех пор снял фактически все фильмы Бергмана. В 1985 г.
снял фильм А. Тарковского «Жертвоприношение». 46 с грязью или вовсе обойдут
молчанием. А вечером того же дня им выходить на сцену. И они будут знать, что
зрители |