знают. Много лет тому назад я видел, как
один мой друг стоял в углу за кулисами, одетый и загримированный. Нижняя губа
была сжевана до крови, кровь стекала тоненькой струйкой по подбородку, в уголке
рта выступила пена. Он тряс головой — не выйду, не выйду. И вышел. Генеральная репетиция — вечером
24 апреля. Днем у нас сбор труппы, посвященный «Гамлету». За столом множество
народу составляет план работы над спектаклем, премьера которого состоится
19 декабря. Я рассказываю им свой замысел: пустая сцена, возможно, два стула, но
не уверен. Неподвижный свет, никаких цветных светофильтров, никакого
искусственного настроения. К полу, в непосредственной близости к зрителям,
приварен круг радиусом 5 метров. На нем и разыгрывается действие.
Фортинбрас со своими людьми ломает дверь в задней стене сцены, выходящей на
Альмлёфсгатан, ветер задувает на сцену снег, трупы сбрасывают в могилу
Офелии, Гамлету воздают почести в презрительно-формальных выражениях,
Горацио убивают из-за угла. В глубине души я взбешен и
испытываю желание отказаться от постановки. Несколько месяцев назад я
попросил на роль Могильщика Ингвара Чельсона. Сам Чельсон ответил согласием. А
потом за моей спиной он берет — или ему дают — роль побольше в другом спектакле.
Другой, совсем юный актер, у которого еще молоко на губах не обсохло,
заявляет, что собирается взять длительный отпуск по уходу за новорожденным
ребенком. Третьего у меня забрали по ультимативному требованию приглашенного
режиссера. Бесхребетный, но одаренный парнишка не хочет играть
Гильденстерна. Молодым, делающим карьеру актерам ненавистна мысль о том, что им
придется стоять на сцене рядом с Гамлетом — их ровесником, а то и еще моложе. У
них начинаются конвульсии, психосоматические расстройства, они даже
вспоминают о своих новорожденных сыновьях. Да и, кроме того, быть в
дружеских отношениях с Бергманом уже не так важно, он ведь перестал снимать фильмы. В то же время я все понимаю, ну
разумеется, я все прекрасно понимаю, я вообще понятливый: для артиста своя
рубашка ближе к телу, он изворачивается и лавирует, размышляет и взвешивает. Я
все понимаю и тем не менее взбешен. Помню, 47 как Альф Шёберг* собирался меня вздуть, когда я переманил Маргарету
Бюстрём из его спектакля «Альцест». Ситуация аналогичная. На похоронах Шёберга
член правления театра повернулся к одному актеру, представлявшему труппу, и
сказал: «Поздравляю, теперь у вас в Драматене одной режиссерской
проблемой меньше». Помню, как мне пришлось уволить Улофа Муландера. Дай мне,
Господи, благоразумия уйти вовремя. Когда наступит это «вовремя»? Может,
уже наступило? |