В четверг 24 апреля в семь вечера
(во всех газетах объявлено, что опоздавшие к началу в зал не допускаются) —
наконец-то генеральная! Актеры чуют легкое дуновение успеха, они
бодро-беспечны и возбуждены. Я стараюсь разделить их радостные ожидания. Где-то
в подсознании я уже отметил провал, и дело вовсе не в том, что я недоволен
постановкой, напротив. После всех мытарств — на сцене первоклассный,
продуманный и, для наших условий, хорошо сыгранный спектакль. Ни малейшего
повода для самобичевания. И все-таки я уже знаю — наши
усилия напрасны. Спектакль начинается. Звучит
до-мажорный сигнал, и я покидаю Малую сцену вместе с директором театра. Только
мы выходим на улицу через заднюю дверь, как нас мгновенно тесным кольцом
окружают фотокорреспонденты, ослепляя вспышками. Загорелый Кто-то трогает
меня за плечо и говорит, что я обязан его впустить, он опоздал на десять
минут, не имеет возможности посмотреть спектакль в другой раз, пытался
уговорить билетеров, но они, как им и было приказано, были непреклонны. Я едко
отвечаю нахалу, что у меня нет ни возможности, ни желания помочь ему, сам
виноват. После чего узнаю в нем редактора отдела культуры «Свенска
дагбладет», который к тому же театральный критик. Я добавляю с натянутой
улыбкой — мол, он должен понимать и отнестись с уважением к нашим правилам.
Одновременно у меня возникает непреодолимое искушение наброситься на него с
кулаками — он, считающий себя профессионалом, позволяет себе опаздывать! И
к тому же настолько бестактен, что требует от режиссера сегодняшнего * Шёберг,
Альф (1903-1980) - выдающийся шведский актер, режиссер, известен блестящими
постановками классики (Шекспир, Мольер, Стриндберг) на сцене Драматена. Среди
фильмов наиболее выделяются «Травля» (1944, но сценарию И. Бергмана), «Фрекен
Жюли» (1951), «Судья» (1960), «Отец» (1969). 48 спектакля впустить его. Критик
удаляется. Директор театра, предчувствуя длительное преследование на культурной
странице «Свенска дагбладет», бежит за рассерженным редактором и проводит
его в зал. Этот незначительный эпизод
окончательно убедил меня в безнадежном исходе. Язва и бегство первого
сценографа, беременность Лены Улин, вынужденные решения, неудачный прогон в
середине репетиционного периода, мой грипп с последующей депрессией,
технические незадачи, распределение ролей в «Гамлете», оскорбленный редактор
отдела культуры и вдобавок убийство Пальме — событие, из-за которого наша
работа предстанет, временно или навсегда, в совершенно ином свете. Все это,
вместе взятое, как большое, так и малое, привело к ясному осознанию
ситуации, я знал, что будет дальше. |