Сводчатый потолок был отделан
лепниной. Над дверью в небольшой будуар и дверью поменьше — в хитроумно
сделанную туалетную комнату — парили гипсовые херувимы. Запутавшиеся в
цветочных гирляндах. Этот мавзолей был до отказа забит
молитвами, разочарованиями, слезами, скрытой похотью и тайными приступами
гнева министерши, там пахло вареной цветной капустой и 402 чем-то еще, что, вероятно, можно
было бы назвать давным-давно мумифицированными крысами. В то же время
пробивался и слабый аромат тяжелых духов министерши — мускус и лепестки
розы. Анна останавливается на пороге и
вновь смеется: «Нет, это невероятно, Тумас! Ну, что теперь скажешь!» Хлопнув в
ладоши, она обнимает Тумаса за талию и вталкивает его внутрь. «Но нам нужен
свет!» Она находит шнур, и комнату
заполняет мягкий ночной свет — свет майской ночи. Комната увеличивается.
Наполняясь черными тенями и внезапно высвеченными предметами: напольные
часы с золочеными стрелками, две колонны ионического стиля, разрисованные
вьющимися лесными цветами, маленькая мраморная статуя обнаженной девочки,
сидящей на корточках, с поднятой головой; в стороне — письменный стол с богатой
резьбой, японская ширма, тонкая и прозрачная, застекленный шкаф с книгами в
переплетах. Вот в этой декорации и будут
спать любовники. Любовники, чей опыт ограничивается робкими встречами на
кровати в грязной студенческой комнатушке. Они еще не видели друг друга
обнаженными, разве что на солнце и ветру сквозь скабрезную откровенность
мокрых купальников. Они страстно обнимались, целовались до крови на губах,
ощупью, порой на грани отчаяния, изучали тайны друг друга. Все это
происходило с закрытыми глазами, неуклюже, наспех. Неуверенность делает их
робкими, ибо их тела еще не обрели общего языка. Поэтому нужно следовать озарению
Анны: «Сейчас мы разденемся — поодиночке. Я разденусь в туалетной комнате, а ты
в будуаре. Только не зажигай света, окно выходит на дорогу, вдруг кто-то
мимо пройдет и заинтересуется, чем это министерша занимается на старости
лет». — «Хорошо, так и сделаем», — кивает Тумас с облегчением оттого, что
Анна проявила инициативу. Анна раздевается в желтом свете
одинокой электрической лампочки в виде ландыша, висящей где-то в отдаленной
высоте туалетной комнаты фру Боркман. Узкое зеркало на двери отражает Анну
целиком — с головы до пят. Вот она распустила узел на затылке, тяжелые
волосы струятся по спине и плечам, доходя до талии, в тусклом свете
сверкает белое кружевное белье: панталоны до колен с ленточками и широкой
резинкой на талии, строгий, сшитый по фигуре лиф, который она, предварительно
отстегнув подвязки, державшие с помощью безыскусных пуговок темные шелковые
чулки, расстеги- |