У нас была возможность прослушать
поцарапанные пластинки «Телефункен», но слушали мы рассеянно и пришли к
заключению, что необходимо сделать новую инструментовку. Провинциальные идиоты,
гении от сохи. Так было тогда, а как сейчас? Концерт продолжался — звучали
Луис Армстронг, Фэтс Уоллер и Дюк Эллингтон. От возбуждения и коньяка я
задремал, но через минуту очнулся, уже лежа в своей огромной кровати.
За окном занимался рассвет, в ногах сидела Клэрхен, закутанная в широкий халат,
волосы в папильотках, и пристально, с любопытством смотрела на меня.
Уви- * Перевод
С. Апта. 115 дев, что я проснулся, она с
улыбкой кивнула и бесшумно исчезла. Спустя полгода я получил письмо,
на конверте, надписанном прямым размашистым почерком Клэрхен, стоял
швейцарский штемпель. В шутливых выражениях она напоминала мне об обещании
писать друг другу, которое я, вероятно, забыл. Она писала, что опять вернулась в
пансион, родители уехали к друзьям в Канаду, она, окончив школу, собирается
поступать в Школу искусств в Париже. Братьям, благодаря содействию английского
посла, удалось вернуться в свои университеты. По ее мнению, никто из семьи не
собирался возвращаться в Веймар. Все это излагалось на первой странице письма,
вторую я привожу целиком: «На самом деле меня зовут не
Клара, a Tea, но это
имя в паспорте не записано. Как я тебе уже рассказывала, воспитывали меня в
строгом религиозном духе, и я полностью соответствую представлению моих
родителей о том, какой должна быть хорошая дочь. Мне пришлось испытать немало
физических страданий. Самым тяжелым недугом была чесотка, преследовавшая меня
два года как кошмарный сон. Другая мучительная хворь — повышенная
чувствительность. Я болезненно реагирую на неожиданные звуки, яркий свет (я
слепа на один глаз) и неприятные запахи. Прикосновение ткани платья к телу,
к примеру, заставляет меня порой сходить с ума от боли. В пятнадцать лет я вышла
замуж за актера-австрийца, сама собиралась стать актрисой, но брак оказался
неудачным, я родила, но ребенок умер, и я вернулась в пансион в Швейцарии. Сухие
сумерки, потрескивая, опускаются над детской головкой, не могу продолжать.
Я плачу, и из эмалевого глаза тоже текут слезы. Я воображаю себя святой или
мученицей. Часами могу сидеть за большим столом, запершись в комнате (там,
где мы слушали запрещенные пластинки), часами сидеть и рассматривать
тыльную сторону ладоней. Однажды левая ладонь сильно покраснела, но кровь не
выступила. Я представляю себе, как приношу себя в жертву, чтобы спасти
братьев от смертельной опасности. Играю в экстаз и мысленно беседую со
святой девой Марией. Играю в веру и неверие, бунт и сомнения. Представляю
себя отверженной грешницей, страдающей от чувства неизбывной вины. И вдруг
отбрасываю грех и прощаю саму себя. Все — игра. Я играю. |