Три раза я пытался воссоздать
город моего сна. Сперва написал радиопьесу под названием «Город». В ней
рассказывалось о большом, пришедшем в упадок городе, с разрушающимися
домами и подмытыми улицами. Несколько лет спустя поставил «Молчание», фильм, в
котором две сестры и маленький мальчик попадают в огромный воинственный
город, где говорят на непонятном языке. Последняя попытка — «Змеиное яйцо».
Художественная неудача его связана главным образом с тем, что я назвал
город Берлином и отнес действие к 1920 году. Это было неразумно и глупо. Если бы
я воссоздал Город своего сна, Город, которого нет и который тем не менее
пронзительно реален со своим запахом и своим гулом, если бы я воссоздал такой Город, то, с одной стороны, обрел бы
абсолютную свободу и чувствовал себя как дома, а с другой — и это важнее
всего — сумел бы ввести зрителя в чужой, но тем не менее
таинственно-знакомый мир. К несчастью, я соблазнился впечатлениями того летнего
вечера в Берлине в середине 30-х годов, вечера, когда ничего не произошло.
Показал в «Змеином яйце» Берлин, который никто не узнал, даже я сам. 119 *
* * После изнурительной борьбы отца
назначили настоятелем прихода Хедвиг Элеоноры в Стокгольме, где он служил
викарием с 1918 года. Семья переехала в служебную квартиру на четвертом этаже
дома на Стургатан, 7, напротив церкви. Мне выделили большую комнату, выходившую
на Юнгфругатан, с видом на Эстермальмские подвалы XVIII века, старинные дымоходы и
площадь Эстермальм. Дорога в школу стала намного короче, у меня появился
собственный вход и большая свобода. Проповеди отца пользовались
популярностью, во время его богослужений церковь бывала набита битком.
Заботливый духовный наставник, он обладал бесценным даром — невероятной
памятью. За многие годы он крестил, конфирмировал и отпел немало прихожан из
своей сорокатысячной паствы и всех помнил в лицо, помнил их имена,
обстоятельства их жизни. Каждый из них, окруженный заинтересованным,
внимательным участием отца, чувствовал себя избранным, ибо знал, что о нем
помнят. Прогулки с отцом представляли из себя весьма сложную процедуру. Он то и
дело останавливался, здоровался, заводил разговоры, называл человека по
имени, выслушивал рассказы про детей, внуков и родственников. Этот дар он
не утерял и в глубокой старости. Совершенно очевидно, что
прихожане любили своего пастыря. Как администратор и начальник он был
решителен, но гибок и дипломатичен. Возможности самому выбирать себе помощников
он не имел — кое-кто из них тоже претендовал на место настоятеля, а некоторые
отличались ленью, ханжеством и покорностью, — тем не менее отцу удавалось почти
полностью избегать открытых конфликтов и клерикальных интриг. |