Как-то раз мать взяла меня с
собой в гости к давнему другу дяде Пэру, директору издательства Правления
диакониц. Дядя Пэр был в разводе и жил в просторной темноватой квартире в
Васастан. К моему удивлению, там же я встретил дядю 121 Торстена. Дядя Торстен — друг
детства родителей, епископ, у него жена и много детей. Мне поручили заняться громадным
граммофоном в столовой, из которого льются мощные, гулкие звуки, в основном
оперная музыка — Моцарт и Верди. Дядя Пэр удаляется в кабинет. Мать и дядя
Торстен остаются одни в гостиной перед камином. Я вижу их через наполовину
раздвинутые двери, они сидят в креслах, освещенные отблеском пламени. Дядя
Торстен берет материну руку. Они о чем-то тихо говорят, слов я не разбираю, в
ушах грохочет музыка. Я вижу, как мать начинает плакать, дядя Торстен
наклоняется к ней, по-прежнему держа ее руку в своей. Через какое-то время дядя Пэр
отвез нас домой в большом черном лимузине с кожаными сиденьями и деревянными
панелями внутри. И зимой и летом мы обедаем в пять
часов. При последнем ударе часов, умытые и причесанные, стоя рядом со стульями,
читаем молитву, после чего рассаживаемся: отец и мать за противоположными
концами стола, я и сестра — по одну сторону, брат и фрекен Агда — по другую.
Фрекен Агда, добрая, длинная и потому несколько раскачивающаяся из стороны
в сторону женщина, на самом деле учительница младших классов. Уже много
летних месяцев подряд она терпеливо исполняет роль нашего репетитора, став
маминой близкой подругой. Электрические лампочки латунной
люстры заливают стол грязно-желтым светом. У двери, ведущей в сервировочную,
стоит массивный буфет, забитый серебром, напротив — фортепьяно с нотами,
раскрытыми на ненавистном задании. Паркетный пол покрыт восточным ковром.
На окнах — тяжелые гардины, на стенах — потемневшие картины
Арборелиуса*. Трапеза начинается с закуски —
маринованная селедка с картофелем, или маринованная салака с картофелем, или
запеченная ветчина с картофелем. К этому блюду отец выпивает рюмку водки
или стакан пива. Мать нажимает кнопку электрического звонка, укрепленного
под столешницей, и появляется одетая в черное горничная. Она собирает
тарелки и приборы, после чего подается горячее, в лучшем случае — мясные
фрикадельки, в худшем — макаронная запеканка. Голубцы или свиные сардельки
вполне приемлемы, рыба ненавистна, *
Арборелиус, Улоф
(1842-1915) — шведский
пейзажист. 122 но выказывать неудовольствия
нельзя. Есть надо все, все должно быть съедено. Под горячее отец допивает остатки
водки, лоб у него слегка краснеет. Обед проходит в полном молчании. Дети за
столом не разговаривают и отвечают лишь в том случае, если к ним
обращаются. Следует обязательный вопрос, как прошел сегодня день в школе, на что
следует столь же обязательный ответ — хорошо. Письменные уроки задали? Нет. Что
тебя спрашивали? Ты ответил? Конечно, ответил. Я звонил твоему классному
руководителю. По математике у тебя будет положительная оценка. Кто бы мог
подумать. |