бора является
определяющей для серии «Назидательных новела» (в особенности «Моя
ночь у Мод» и более позднее «Удачное замужество», где рассказывается о девушке, которая выбирает замужество и кричит об этом,
именно потому, что она его выбирает тем самым способом, каким в другую эпоху она могла избрать отказ от замужества, все с
тем же паскалевским сознанием или с теми же притязаниями на
вечное и бесконечное). Отчего эти темы имеют такое
большое значение для философии и кинематографии? Почему все
эти проблемы отстаиваются с такой настойчивостью? Дело в том, что в философии и
в кинематографе, в произведениях Паскаля и Брессона, у Кьеркегора и у Дрейе-ра выражено мнение, будто правильный выбор, состоящий в выборе выбора, в состоянии вернуть нам все. Он якобы поможет нам обрести утраченное, и обретем мы его жертвенным духом то ли в момент жертвоприношения, то ли даже перед его осуществлением. Кьеркегор писал, что если мы совершаем правильный выбор, отказываясь от невесты , то тем
самым она нам достается; если же Авраам приносит в жертву собственного сына, то тем самым он его обретает, К примеру, Агамемнон
приносит в жертву собственную дочь Ифигению, но делает он это ради долга, и только: он выбирает отсутствие выбора. Авраам же, наоборот, жертвует сыном, которого любит
больше, чем самого себя,
исключительно в силу выбора и осознавая выбор, связывающий его с Богом по ту сторону добра и зла: потому-то
сын ему и возвращен. Так обстоят дела с лирической абстракцией. Мы исходили из пространства, обусловленного положением вещей и создаваемого чередованием «белое-черное-серое, белое-черное-серое ...». И при
этом утверждали: белое обозначает наш долг или нашу власть; черное — наше
бессилие или нашу жажду зла; серое — нашу нерешительность,
наши поиски или наше безразличие. Затем мы возвысились до духовной альтернативы, и нам пришлось выбирать между
способами существования: одни способы — белый, черный или серый — подразумевали,
что выбора у нас нет (или уже нет); однако лишь нечто иное имеет в виду то, что мы совершаем выбор или же осознаем его. Это чистый имманентный или духовный свет по
ту сторону белого, черного и серого. Стоит нам достичь этого света - и
он возвратит нам все. Он вернет нам
белизну, но уже не берущую в плен весь свет; он сразу возвратит нам черноту, но уже не означающую подавление света;
возвратит он нам и серость, которая уже не является нерешительностью или безразличием. Мы достигли
духовного пространства, где то, что
мы выбираем, уже не отличается от самого выбора. Итак, лирическая абстракция
определяется через приключение света и белизны. Но эпизоды этого приключения
способствуют тому, что вначале белый
цвет, берущий в плен свет, чередуется с чернотой, где свет застревает; а затем и тому, что свет освобождается
благодаря альтернативе, возвращающей нам белизну и черноту. Не
сходя с места мы |