Кино-1. Образ-движение что может:
такова потенция, овладевающая всем, что находится в пределах ее досягаемости; или же таково качество, общее для совершенно
несходных предметов. Существует некая символика цвета, но это не установление связи между определенными цветом и аффектом - скажем,
между зеленым цветом и надеждой. Напротив того, цвет сам по себе — аффект, то
есть виртуальное сочетание всех охватываемых
им объектов. Оллье как-то заметил, что фильмы Ань-ес Варда, и в особенности «Счастье», «поглощают»,
и не только зрителя, но и самих
персонажей, и ситуации, согласно сложным аффектированным движениям дополняющих друг друга цветов1. И это
было справедливо уже для фильма «Пуэнт
Курт», где белый и черный
трактовались как дополнительные цвета, и белизна становилась на сторону женщины, «белой» работы, любви и
смерти, а чернота — на сторону мужчины, когда «абстрактная супружеская
пара» своими разговорами вычерчивала
черно-белое пространство альтернативы
или дополнительности. Именно эта композиция достигает в фильме «Счастье» колористического совершенства, при дополнительности сиренево-фиолетового и
золотисто-оранжевого цветов, а также
при последовательном поглощении персонажей пространством тайны, соответствующим этим цветам. Если мы продолжим здесь ссылаться на разнообразнейших
режиссеров с тем, чтобы лучше выявить
возможную справедливость какой-либо концепции,
нам нужно будет сказать, что с самого начала тотального цветового кино Миннелли использовал поглощение как
чисто кинематографическую потенцию
этого нового измерения образа. Отсюда у него большая роль мечты: мечта
есть поглощающая форма цвета. В его
творчестве, в его мюзиклах (совершенно нетрадиционного жанра) проходят чередой персонажи, поглощенные собственной
мечтой и в особенности мечтой других и их прошлым («Иолан-да», «Пират», «Жижи», «Мелинда»), мечтой о могуществе Другого {«Околдованные»).
И самых больших высот Миннелли достигает в фильме « Четыре всадника
Апокалипсиса», где герои попадают в кошмары
войны. Во всех его фильмах мечта становится пространством, которое, однако, напоминает паутину, где места
уготованы не столько самому
мечтателю, сколько заманиваемой им живой добыче. И если положения вещей
превращаются в движение мира, если персонажи становятся фигурами танца, то это
неотделимо от великолепия цвета и его
поглощающей функции, которую можно назвать плотоядной, ненасытной, разрушительной (таков ярко-желтый
фургон из фильма «Длинный-длинный
фургон»). Миннелли попал в точку, когда взялся за сюжет, наилучшим образом способный выразить это без- ' Oilier Claude. «Souvenirs ecran». Cahiers du
cinema-Galliraard, p. 211—218 (а также р. 217: «отчуждение с помощью цвета»). |