180 Жиль Делёз Кино-1.
Образ-движение 181 возвратное приключение: нерешительность, боязнь и уважение, с какими Ван Гог относился к цвету; его открытия и великолепие его картин; его поглощенность творчеством, поглощенность его бытия и разума желтизной («Жажда жизни»)1. Антониони, еще один из величайших колористов кинематогра^ фа, пользуется
холодными цветами, доведенными до максимума их полноты или интенсификации с
тем, чтобы преодолеть их поглощающую функцию, еще удерживавшую персонажей и
преображенные ситуации в пространстве грезы
или кошмара. У Антониони цвет доводит
пространство до пустоты, изглаживающей то, что она поглотила. Бонитцер
писал: «Начиная с "Приключения ", основные поиски Антониони лежали в сфере пустого плана, плана
необитаемого. В самом конце «Затмения»
все планы, пройденные супружеской четой, пересматривает и исправляет пустота, о чем свидетельствует название
фильма <...> Антониони в таких фильмах, как «Красная пустыня»,
«Забриски-пойнт», «Профессия:репортер» <...>, ищет пустыню, которая
завершается тревеллингом по пустому пространству кадра, переплетениями бессмысленного пробега, достигающего пределов
нефигуративного искусства. <...> Предмет кинематографа Антониони -
достижение нефигуративного через приключение, по окончании которого происходит "затмение" лица и исчезновение персонажей»2. Разумеется, в кино
издавна известны значительные эффекты
резонанса, когда сопоставляется одно и то же пространство — то
заполненное народом, то пустое (например, в «Голубом ангеле» Штернберга: артистическая уборная Лолы и учебный зал). Однако у
Антониони эта идея обретает невиданный размах, и ведущей силой такого сопоставления является цвет. Именно
цвет возводит пространство в степень пустоты, после чего свершается
часть того, что может реализоваться в
событии. И пространство выходит из этого процесса не
депотенциализированным, а, напротив, с повышенным зарядом потенциала. Здесь мы видим сразу и сходство с Бергманом, и
оппозиция его идеям: Бергман преодолевал образ-действие по направлению к аффективности крупного плана или лица,
которое он сопоставлял с пустотой. У
Антониони же лицо исчезло одновременно
с персонажем и действием, а аффективной инстанцией служит «какое-угодно-пространство»,
которое Антониони, в свою очередь, тоже
доводит до пустоты. 1 Тристан Рено в Dossiers du cinema, постоянно упоминает миннеллиевский
фено |