Милла. Если Библия заложила основы
общественной жизни, то причина здесь в том, что древние евреи, а впоследствии —
христиане способствовали рождению здоровых
наций-цивилизаций, которые уже демонстрируют две характерные особенности
американской мечты: быть плавильным тиглем,
где перемешиваются меньшинства, а также быть ферментом, формирующим вождей,
способных реагировать на
разнообразные ситуации. И наоборот, Линкольн у Форда повторяет главы библейской истории, ибо судит он столь
же совершенно, как Соломон;
обеспечивает, подобно Моисею, переход от кочевнического закона к писаному, от номоса к логосу; а также
въезжает в город на осле на манер Христа («Молодой мистер Линкольн»). И
если исторический фильм в результате занимает важное место в
американском кино, то происходит это,
возможно, оттого, что в условиях, сложившихся в Америке, все прочие жанры,
независимо от степени их «художественности», уже были историческими: и
криминальный фильм с гангстеризмом, и вестерн с приключениями обладали статусом
исторических структур, патогенных или же образцовых. Над голливудскими историческими концепциями легко насмехаться. Нам же представляется, что они вобрали в себя наиболее серьезные аспекты
истории, как она виделась из XIX века. Ницше
различал три таких аспекта: «историю
монументальную», «историю антикварную»
и «историю критическую» или, скорее, этическую1. Монументальный аспект касается физического и человеческого
Охватывающего, природной и
архитектурной среды. Вавилон и его разгром у Гриффита; древние евреи, пустыня и разверзшееся море, а
также филистимляне, храм Дагона и
его разрушение Самсоном у Сесила Б. Де Милла являются гигантскими синсигнумами, способствующими тому, что сами образы становятся монументальными. Их трактовка
может быть весьма разнообразной: в
духе то грандиозных фресок, как в «Десяти заповедях», то серии гравюр,
как в «Самсоне и Далиле», но образы остаются возвышенными, и если храм Дагона может вызвать у
нас приступ хохота, то это будет
олимпийским смехом, сотрясающим зрителя. Согласно анализу Ницше, такой аспект истории
благоприятствует параллелям и аналогиям между различными цивилизациями: какими
бы отдаленными ни были великие
моменты истории человечества, считается, что они соприкасаются вершинами и
образуют «совокупность последствий как таковых»,
которые якобы тем больше поддаются сравнению и воздействуют на сознание современного зрителя.
Следовательно, монумен- 1 Ницше. «Несвоевременные
размышления», «О пользе и неудобствах исторических исследований», §§ 2 и 3.
Этот текст об исторической науке в Германии в XIX в., на наш взгляд, сохранил всю
свою актуальность и может применяться, в частности, к целому разряду
итальянских фильмов на античные сюжеты и в американском кинематографе. |