'Rivette Jacques, «Genie de Howard Hawks». «Cahiersdu
cinema», no. 23, mai 1953. 2 О растительном и минеральном в связи с «Человеком с
Запада» ср.: «Jean-Luc Godardpar Jean-Luc
Godard». Belfond, p. 199-200. 236 Жиль Делез Кино-1 Образ-движение 237 разношерстными, г- но и количество последних приумножается, и они утрачивают ясные контуры, какими обладали еще у Хоукса: в пределах
одной и той же группы или в разных группах люди так сложно связаны друг с другом, что их можно с трудом увидеть, а оппозиции между ними непрестанно передвигаются («Майор Данди», «Дикая банда» Пекинпа).
Между преследователем и преследуемым, а также между белым
и индейцем разница непрерывно уменьшается, так, в фильме
Манна «Голая вершина» в течение длительного времени не видно особой разницы между охотником
за трофеями и его добычей; а в «Маленьком большом человеке» Пенна герой всегда ведет себя с белыми как
белый, а с индейцами — как индеец, пересекая незаметную границу в двух направлениях
в связи с неотчетливо просматривающимися
поступками. Дело здесь в том, что действие
никогда не может обусловливаться предзаданной ситуацией и исходить из нее; наоборот, ситуация вытекает из действия, и происходит это постепенно: Беттихер писал, что
его персонажи определяются не «делом», за которое они борются, а поступками,
которые они совершают ради его
защиты. А Годар, анализируя художественную формуу Энтони Манна, вывел
формулу ACAI, противопоставив
ее большой форме CACI: суть этого
противопоставления в том, чтобы «обнаруживать
и уточнять в одно и то же время, тогда как классический вестерн
ставился так, что сначала происходило обнаружение, а потом уже — уточнение». Но если выходит, что сама ситуация
зависит от действия, то необходимо, в
свою очередь, соотнести действие с моментом его возникновения, с первым и вторым его мгновением,
обнаружив по возможности малый
интервал, служащий действию импульсом. Вдобавок этот закон малого различия действует лишь потому, что он индуцирует
логически весьма отдаленные ситуации. Так, в «Маленьком ^большом человеке» ситуация
радикально меняется в зависимости от
того, преследуют ли героя индейцы или же белые. И если мгновение
представляет собой дифференциал действия, то в каждое из таких мгновений
действие может «раскачиваться», приводя к совершенно изменившейся ton противоположной ситуации. Здесь невозможно ничего выиграть. Стало быть, слабодушие, сомнения и страх
обретают здесь совершенно иной смысл, нежели в органической репрезентации: это
уже не этапы - пусть даже болезненные, — которыми заполняется разрыв и с
помощью которых герой дорастает до уровня
глобальной ситуации, актуализует собственные возможности и становится способным на великое деяние.
Ведь грандиозных деяний уже не может
быть, даже если герой сохранил необыкновенные «технические» достоинства. В
крайнем случае он оказывается среди «Проигравших»,
о которых Пекинпа пишет так: «У них больше нет лица, и никаких
иллюзий у них не остается, а значит, их не интересуют приключения, к которым
они стремятся и из которых не извлекают ни
малейшего проку, кроме одного лишь удовлет- |