|
Предыдущая Следующая
ворения желания пожить еще».
Американской мечты они не сохранили, а сохранили лишь собственную жизнь, но
ситуация, возникающая вследствие их действий, делается критической каждое мгновение, и она может обернуться против них и погубить
единственное, что у них остается. Словом, знаками образа-действия
являются индексы, представляющие собой сразу и индексы нехватки, о которой свидетельствуют резкие эллипсисы в
повествовании, и индексы дистанции или двусмысленности, о которых
сообщают возможности внезапных
переворачиваний ситуаций.
Речь идет не только о нерешительности в выборе между двумя
отдаленными или противопоставленными, но одновременными си
туациями. Ситуации последовательные, каждая
из которых уже сама
по себе двусмысленна, в свою очередь, образуют и друг с другом, и с
вызываемыми ими критическими
моментами ломаную линию, чей
маршрут невозможно предугадать, хотя
он необходим и строго опре
делен. Это касается как мест, так и
событий. Например, у Пекинпа
уже нет среды, Запада, а есть
несколько Западов, в том числе Запад с
верблюдами и Запад с китайцами, то
есть совокупности местностей,
людей и обычаев, которые «изменяются и вытесняют друг друга» на
протяжении одного и того же фильма71.
Для Манна, как и для Дейвза,
характерен «более короткий путь», не
прямой, но соединяющий дей
ствия и части фильма, А и AI, так что каждое из них сохраняет само
стоятельность, выступая в роли
гетерогенного критического момен
та, «настоящего, заостренного до
крайней оконечности самого
себя»2. Это напоминает
веревку с узелками, скручивающуюся, если
до нее дотронуться, а также при каждом действии и событии. Таким
образом, в противоположность пространству-дыханию
органической
формы, здесь образуется совершенно
иное пространство, простран
ство-скелет, с недостающими промежутками и разнородными эле
ментами, перескакивающими на место друг друга или сближающи
мися «со всего маху». Это уже не окружающее,
а векторное простран
ство, пространство-вектор, наделенное
временными дистанциями.
Это уже не охватывающая черта
большого контура, а ломаная черта
мировой линии, проходящей сквозь дыры.
Вектор и является зна
ком такой линии. Он служит
генетическим знаком нового типа об
раза-действия, тогда как индекс представлял собой знак состава та
кого образа-действия. '
' Benayoun. «Peckinpah» Dossiers du cinema.
2Demonsablon
Philippe, «Le plus court chemin». «Cahiers du cinema»,
no 48,juinl955,p 52—53 В этом
лаконичном и существенном тексте автор анализи
рует фильм Манна «Далекая страна» Более
подробный анализ указанных черт Ман
на и Дейвза можно найти у Клода-Жана Филиппа и Кристиана Ледье, «Etudes
wnematographiques, le Western». i Предыдущая Следующая
|
|