'Roram MikhailB «Cahiersduапёта»,по 219,avnl 1970 2 Слова Пудовкина
процитированы Жоржем Садулем «Histoiregenerate
du cinema», VI, Denoel, p 487 250 Жиль Дели Кино-1.
Образ-движение 251 на в большей
мере, нежели думает он сам (он принадлежит поколению, для которого большая форма зачастую является не более чем пережитком или ограничением, навязанным Сталиным). «Девять дней одного года» — фильм Ромма,
где речь идет об отчетливо отделенных друг от друга днях, и у каждого из них —
собственные индексы, в совокупности свидег тельствующие
о продвижении во времени. И более того, в «Обыкновенном фашизме» Ромм
стремился к монтажу документов, которые можно упустить при работе над историей фашизма или воссоздании великих событий: фашизм следовало показать как ситуацию,
которая раскрывается, исходя из
обычных типов поведения, будничных событий, отношения к войне народа или жестов вождей, схваченных в их психологиг
ческом содержании как моменты
отчужденного сознания. Мы видели, что советских режиссеров можно определить через диалектическую
концепцию монтажа; и все же это было номинальным
определением, достаточным для того, чтобы отличить советскую школу от
остальных великих течений в кино. Оно не стирает глубоких различий между советскими режиссерами, ибо каждый из них интересовался конкретным аспектом и одним из законов
диалектики. Диалектика не служила им
лишь предлогом для чего-то иного, но она также не была и теоретическим размышлением, и задней мыслью: прежде всего, это была концепция образов и их
монтажа. Так, Пудовкина интересует
закон перехода количества в качество, количественный процесс и качественный скачок; все его фильмы показывают нам
прерывистость моментов осознания, поскольку они предполагают непрерывность линейного развития и продвижение во
времени, но такг же и реакцию на
них. Это малая форма АСАТс индексами и векторами; хотя это всего лишь скелет, он пронизан
диалектикой: ломаная линия перестала
быть непредсказуемой и становится «линией» политической и революционной. Очевидно, что Довженко имел в виду другой
аспект диалектики: закон целого, соотносящий множество и части — как целое уже
присутствует в частях, но должно перейти от «бытия-в-себе»
к «бытию-для-себя», от виртуального к актуальному, от старого к новому, от
легенды к истории, от мечты к реальности, от Природы к человеку. Это песнь о земле, которая присутствует во всех песнях
человека - даже в самых печальных - и слагается вновь, как великая революционная песнь. У Довженко большая
форма САС/получает от
диалектики дыхание, а также онирическую и симфоническую мощь, выходящую за рамки органического. Что же касается Эйзенштейна, то он считает себя всеобщим учителем именно
потому, что интересуется третьим законом, который он полагал наиболее глубоким: законом единства и борьбы противоположностей (как Единое делится надвое, чтобы произвести новое единство). Разумеется, другие режиссеры учениками Эйзенштейна не являются. Но Эйзенштейн с полным правом считает, что он изобрел преобразуе- |