1 Пирс эксплицитно
не ссылается на эти два типа отношений, различение которых восходит к Юму Но пирсовская теория «интерпретанта» и его
собственное отграничение
«интерпретанта динамического» от «интерпретанта финального» частично перекраивают упомянутые два типа отношений. 270 Жиль Д,елёз Кино-1. Образ-движение 271 касающиеся
образа, у Любича). Когда мы говорим о ментальном образе, мы имеем в виду иное: это образ, берущий себе объекты из мысли,
объекты, обладающие собственным существованием за
пределами мысли, подобно тому как объекты перцепции
обладают собственным существованием за пределами перцепции. Это
образ, берущий в качестве объекта отношения,
символические акты и интеллектуальные ощущения. Он может
быть — хотя и необязательно — сложнее прочих образов. Он с необходимостью вступает с мыслью в новые и непосредственные отношения, что резко отличает его от прочих
образов. При чем же тут кино? Когда Годар говорит: «Один, два, три», речь идет не только о добавлении одних образов к другим, но и о классификации типов
образов, и о работе в пределах этих типов. Возьмем для примера бурлеск. Если мы вынесем за скобки Чаплина и Китона, которые довели до совершенства две основные формы
восприятия бурлеска, мы сможем утверждать: 1 — это Лэнгдон, 2 — это
Лаурел и Хар-ди, 3 — это братья Маркс. У Лэнгдона мы фактически видим образ-переживание, настолько чистый, что он не в
состоянии актуализо-ваться в
какой-либо материи или среде, и получается, что он навевает своему «носителю» неодолимый сон. Однако у Лаурела
и Харди уже иное: образ-действие, вечный поединок с материей, со средой, с женщинами, с ближними, и Лаурела с Харди; они сумели
разложить поединок, нарушив какую бы то ни было одновременность в пространстве,
чтобы заменить ее последовательностью во времени — удар на удар, затем удар на другой, так что поединок
растет до бесконечности, а его следствия не смягчаются из-за усталости,
а увеличиваются по нарастающей. И все же Лаурел - как бы № 1 в паре,
аффективный ее представитель, то и дело
теряющий голову и навлекающий практические катастрофы, но он одарен
вдохновением, позволяющим ему выпутываться
из ловушек материи и среды; а вот Харди, №2, человек действия, настолько лишен ресурсов интуиции и
находится в плену у грубой материи,
что он попадает во все ловушки в действиях, за которые ответственность
берет на себя, — и во все катастрофы, которые вызвал избежавший их Лаурел.
Наконец, братья Маркс - это №3. Разделение
между братьями проведено таким образом, что Харпо и Чико чаще всего выступают в одной группе, а Гручо
«работает» сам по себе,, иногда заключая союз с двумя другими. Воспринимаемый в
нераздельном множестве, состоящем из трех, Харпо — это 1, представитель
«небесных» аффектов, но к тому же и
инфернальных импульсов: прожорливости, сексуальности и деструктивности.
Чико — это 2, и он берет на себя действие,
инициативу, поединки со средой, стратегию усилия и сопротивления. Харпо прячет в свой громадный непромокаемый плащ самые разнообразные предметы, клочья и
куски, которые могли бы послужить
какому угодно действию; но сам по себе он находит им лишь аффективное или
фетишистское применение, и именно Чико |