1 Об этих фильмах
ср.: Bonnet Jean-Claude. «Rossellinioule parti
prisdes choses». «Cinematographe», no. 43, Janvier 1979. Этот журнал посвятил неореализму два специальных номера, 42
и 43, под заглавием, подобранным к конкретному случаю: »Le regard neo-realiste» («Неореалистический взгляд»). Для неореализма характерно уже отмеченное увеличение числа чисто оптических ситуаций (и звуковых, хотя на заре неореализма
синхронного звука еще не было), которые существенно отличаются от сен-сомоторных ситуаций образа-действия, характерных для старого реализма. Это, возможно, важнее, нежели начатое импрессионизмом покорение чисто
оптического пространства в живописи. Нам возразят,
что зритель всегда имеет дело с «описаниями», с оптическими и звуковыми образами, и ничем более. Но суть не в
этом. Ведь персонажи на ситуации
реагировали, даже будучи немощными, даже со связанными руками
(буквально) или с кляпом во рту — и происходило это в силу случайностей действия. Следовательно, зритель воспринимал именно сенсомоторный образ и был ему более или
менее сопри-частен, так как
отождествлял себя с персонажами. Хичкок первым отверг эту точку зрения,
включив зрителя в фильм. Но как раз теперь отождествление
начинает происходить в обратном направлении: персонаж стал своего рода
зрителем. Сколько бы он ни двигался, бегал и волновался, ситуация, в какую он попал, превосходит его моторные способности по всем параметрам и дает ему увидеть
и услышать то, на что невозможно
ответить или прореагировать. И он не столько реагирует, сколько
регистрирует. Он не столько вовлекается в действие, сколько предается созерцанию, будучи им преследуем или же сам его преследуя. «Одержимость» Висконти с полным
правом считается предтечей
неореализма; и что прежде всего поражает зрителя, так это манера, в которой чуть ли не галлюцинаторная
чувственность овладевает облаченной в
черное героиней. Она больше похожа на визионерку или сомнамбулу, чем на соблазнительницу или влюбленную (впоследствии то же можно будет сказать и о графине из
фильма «Чувство»). Вот почему все свойства, какими мы прежде определяли кризис образа-действия: форма баллады (или прогулки); распространение клише; события,
которые почти не касаются тех, с кем они происходят, — словом, ослабление
сенсомоторных связей, - здесь важны, но только в качестве предварительных условий. Они делают новый образ возможным, но пока еще не формируют его. Составляет же
его чисто оптическая и звуковая
ситуация, заменяющая дающие сбой сенсомоторные ситуации. Неоднократно подчеркивали роль ребенка в неореализме, особенно
— у Де Сики (а впоследствии во Франции у Трюффо): суть здесь в том, что в мире взрослых ребенок почти что обездвижен, но это
делает его тем более способным к ведению и слышанию. Точно так же, если в
неореализме столь большое значение имеют будничные банальности, то происходит
это оттого, что они подчинены автоматическим и уже «смонтированным» сенсомоторным схемам и потому более восприимчивы к малейшим поводам, нарушающим равновесие
между возбуждением и ответом (как в сцене с маленькой служанкой из «УмбертоД»),
внезапно уклоняясь от законов
этого схематизма и проявляясь в визу- |