Можно ли сказать, что один и тот же объект (завод) проходит через различные
окружности, - ведь каждый раз описание стирает объект, 342 Жиль Кино-2. Образ-время 343 и в то же время
ментальный образ создает из него иной объект? Каждая окружность стирает и создает некий объект. Но как раз в этом «двояком движении создания и стирания резинкой» последовательные планы, самостоятельные окружности, устраняя друг друга, друг другу противореча, возобновляясь и расходясь по бифуркации, составляют одновременно и слои одной и той же физической реальности, и уровнй'од-ной и той же ментальной реальности, памяти или духа. Как писал Бергсон, «мы видим, что усилие внимания приводит к воссозданию не только увиденного предмета, но и все более обширных систем, с которыми он может быть связан, так что по мере того, как круги В, С, Д представляют все более глубокую экспансию памяти, их отражение достигает в В1,
С, Д' все более глубоких пластов действительности1. Так, остров в фильме Росселлини «Стромболи» дан посредством все углубляющихся описаний:
подступы к нему, рыбная ловля, буря, извержение вулкана, -и в то же время попавшая на этот остров иностранка
поднимается'все выше до того
момента, как описание обрывается вглубь, и слишком сильное напряжение надламывает дух. Склоны
разбушевавшегося вулкана, где-то
совсем далеко внизу видна деревня, сверкающая на фоне черных волн, - а
дух шепчет: «я пропала, мне страшно, какая тайна, какая красота, Боже мой...» Уже нет сенсомоторных образов с их продлениями, но есть гораздо более сложные связи между
чисто оптическими и звуковыми
образами, с одной стороны, а с другой, между образами, пришедшими из
времени или мысли, — в планах, с полным правом сосуществующих и формирующих душу и тело острова. Чисто оптическая и
звуковая ситуация (описание) является актуальным образом, который вместо того,
чтобы продлеваться в движение, выстраивается в цепь вместе с виртуальным
образом и формирует с ним замкнутый круг. Проблема в том, чтобы точнее узнать,
что спо-
' Вот первая
значительная схема Бергсона, ММ, р. 250 (115). Рус. пер., с. 224: на
первый взгляд ее слабое место состоит в «наиболее
узкой окружности», представленной не в форме АА', а в форме АО, так как она «содержит только сам объект О и непосредственно следующий образ, который
только что с ним совпадал»
(воспоминание, следующее сразу за перцепцией). Впоследствии мы увидим причину,
в силу которой такой минимальный круг
вынужден играть роль внутреннего предела. собно выступить в роли виртуального образа.
На первый взгляд, требуемыми качествами обладает то, что
Бергсон называет «образом-воспоминанием». Разумеется, образы-воспоминания вмешиваются
уже в автоматическое узнавание: их место в
промежутке между возбуждением и реакцией, поскольку они тем самым способствуют
наладке моторного механизма и
усилению его с помощью психологической причинности. Но тогда получается, что в автоматическое узнавание они вмешиваются лишь случайно и вторично, тогда как
при узнавании внимательном они
главенствуют: последнее и происходит благодаря им. Иными словами,
образы-воспоминания порождают совершенно новый
смысл субъективности. Мы видели, что субъективность проявляется уже в образе-движении: она возникает,
когда есть промежуток между движением воспринятым и осуществленным, действием и
реакцией, возбуждением и ответом,
образом-перцепцией и образом-действием.
И если эмоция представляет собой также одно из измерений этой
субъективности первого рода, то причина здесь в том, что она принадлежит промежутку, составляет его
«внутреннее», как бы занимает его,
но не наполняет и не переполняет. В субъективности же второго рода образ-воспоминание заполняет
промежуток и фактически переполняет
его, так что к перцепции этот образ подводит нас индивидуально — вместо
того, чтобы продлевать ее в родовом движении.
Образ-воспоминание получает выгоду от промежутка и предполагает его, так как в него помещается, однако он
иной природы. Следовательно,
субъективность обретает новый смысл, уже не моторный и материальный, а временной и духовный: она «добавляется» к
материи, а уже не растягивает ее; это образ-воспоминание, а уже не образ-движение'. |