1 Ср. с точки зрения галлюцинаторности у Льюиса два пространных аналитиче 2 Ср.: Schefer Jean-Louis,«Lavitnne»,атакже Daney Serge,«Eloge 1 Начиная с фильма «Лола» (который Деми задумал как
музыкальную комедию), Оллье обращал внимание
на эти пересечения или перераспределения персонажей, равно как и на
отмеченные «сдвиги» действия- «Souvenirs ёсгап», р. 42 Аналогичным образом Жак Фьески в фильме «Комната в
городе» отметил сцены, в которых персонажи
случайно пересекаются в квартире жены полковника, словно внутри «заколдованного круга», выходящего за рамки
повествования; по тому же поводу Доминик
Риньери подчеркивает живописную автономию декора и «срыв действия» в музыку
(ср. «Cinemalographe», no. 82, octobre 1982). Кино-2. Образ-время 367 Глава W Кристаллы времени 1 Кино обладает
свойством окружать представляемые образы неким миром. Вот почему оно уже очень
рано обратилось к поискам все разрас-тавшихся кругов, которые должны были
соединить актуальный образе образами-воспоминаниями,
образами-грезами и образами-мирами. Не это ли расширение
поставил под сомнение Годар в фильме «Спасайся, кто может», взявшись за изображение видений
умирающих («я еще не умер, так как моя жизнь пока не
прошествовала перед моим взором»)? Не следовало ли
отправиться в противоположном направлении? А именно сужать
образ вместо того, чтобы расширять его... Искать самый малый круг,
функционирующий как внутренний предел всех остальных и примыкающий к
актуальному образу как своего рода двойник — непосредственный, симметричный, последовательно расположенный или даже одновременный. Более широкие круги воспоминания
или грезы предполагают это узкое основание, эту крайнюю точку, — а не
наоборот. Такая тенденция проявляется уже в связях, показываемых через flashback: так, у Манкевича
происходит «короткое замыкание» между персонажем, который ведет рассказ «в прошлом», и им же, когда он неожиданно замечает какую-нибудь вещь и начинает рассказ уже о ней; а вот у Карне в
фильме «День начинается» все круги воспоминаний, каждый раз приводящих нас в одну и ту же комнату отеля, основаны на малом круге, на воспоминании о недавнем убийстве, случившемся как раз в этой комнате. Если довести эту тенденцию до крайности, можно сказать, что каждый актуальный образ обладает образом виртуальным, соответствующим ему как двойник либо как отражение. Говоря бергсоновским языком, реальный объект отражается в зеркальном образе, словно в виртуальном объекте, который со своей стороны и в то же время обволакивает или отражает реальное: между двумя объектами наличествует «слипание»^ |