Так возникает
«двуликий» образ: актуальный и виртуальный. Это напоминает процесс, при котором образ в зеркале, фотография или почтовая карточка оживают, обретают самостоятельность и переходят в актуальное, так что актуальный образ уходит в зеркало, занимает место на почтовой
карточке и фотографии в двунаправленном движении по пленению и освобождению. " Здесь
можно узнать совершенно особый жанр описания, который, вместо того чтобы быть направленным на
предполагаемо отчетливый объект,
непрерывно и одновременно абсорбирует и создает объект собственный, в соответствии с требованиями Роб-Грийе1.
Могут раскручиваться все расширяющиеся круги, что соответствует все углубляющимся слоям реальности и все повышающимся уровням
памяти или мысли. Но именно наиболее
сжатый круг актуального образа и его виртуального образа служит опорой всего множества и его внутренним пределом. Мы видели, как на более длинных
дистанциях перцепция и воспоминание,
реальное и воображаемое, физическое и ментальное,
или, скорее, их образы непрестанно друг друга преследуют, друг за другом движутся и отсылают друг к
другу в окрестностях точки
неразличимости. Но эта точка неразличимости сама представляет собой наименьший круг, т. е. слипание
актуального и виртуаль^ ного образов, — двуликий образ, сразу и
актуальный, и виртуальный. Мы назвали опсигнумом (а также сонсигнумом)
актуальный образ, оторванный от своего
моторного продления: и тогда он состоял из больших кругов и вступал в отношения с тем, что могло представать в виде образов-воспоминаний, образов-грез и
образов-миров. Но вот опсигнум
обретает свой подлинно генетический элемент, когда актуальный оптический образ кристаллизуется вместе с собственным
виртуальным образом на малом внутреннем круге. Это образ-кристалл,
дающий нам основание или скорее сердцевину опсигнумов и их сочетаний. Последние
теперь можно считать не более чем отблесками образа-кристалла. Образ-кристалл или кристаллическое описание действительно обладает двумя не сливающимися между собой гранями. И причина здесь в том, что слияние реального и воображаемого бывает попросту фактической
ошибкой, не имеющей отношения к их различимости: такое слияние происходит «в чьей-нибудь голове». А вот неразличимость представляет собой объективную иллюзию; она
не устраняет различия между двумя гранями, но делает его «незадаваемым»,
ибо 1 В е г g s о п. ММ, р. 274 (145). Рус. пер , с. 242, ES, р. 917 (136). В предыдущей главе мы видели, что в бергсоновской схеме кругов, на
первый взгляд, имеется аномалия, если
мы обратимся к рассмотрению «наиболее узкого круга», находящегося «ближе всего
к непосредственному восприятию»: ММ, р. 250 (114). Рус. пер., с 224. |