1 Теорию описаний в этом двояком направлении «пленения» и
«освобождения» разработал Жан Рикарду:
персонажи и события, которые считаются реальными, могут застыть в «репрезентации», а может
произойти и противоположный процесс: «Le nouveau roman». Seuil, p. 112—121. Эти
процессы часто встречаются в фильмах Роб-Грийе. 368 Жиль Лелёз Кино-2. Образ-время 369 каждая грань
играет роль другой, вступая с ней в отношения, которые следует
квалифицировать как отношения взаимного допущения или же обратимости1. В действительности, не существует виртуального,'
которое не становилось бы актуальным, по отношению к актуальному, при том, что
последнее становится виртуальным в том же самом отношении: изнанка и лицевая
сторона являются полностью взаимог обратимыми.
Это «взаимозаменимые образы», как назвал их Башляр, и между ними работает схема обмена2.
Стало быть, неразличимость реального
и воображаемого, или же настоящего и прошлого, актуальп ного и виртуального, ни в коей мере не является
«головным» или ду-t ховным продуктом, но соотносится с
объективным характером опреп деленных, двойных по своей природе, существующих
образов. И тут, возникают два ряда проблем, из которых один
касается структуры, а другой— генезиса. Прежде всего, какие консолидации
актуального и виртуального определяют кристаллическую структуру (скорее в
общеэстетическом, нежели в научном смысле)? И затем, какая генетиг ческая
операция предстает в этих структурах? Наиболее известный случай связан с зеркалом. Кривые зеркала, вогнутые и выпуклые, зеркала венецианские неотделимы от круга, подтверждение чему мы видим во всем творчестве Офюльса и Лоузи, иособенно в «Еве» и «Слуге»3. Этот круг сам
представляет собой схему обмена: образ в зеркале виртуален по
отношению к персонажу, кото--рого зеркало ловит, однако он актуален
в зеркале, «дозволяющем», персонажу лишь виртуальность и
изгоняющем его в закадровое про-» странство. Обмен
происходит тем активнее, что этот круг отсылает к
прямоугольнику с непрерывно растущим количествомюторон: лицо) как--бы
отражается в гранях перстня, или же мы смотрим на актера сквозь бесконечное множество биноклей. Когда
виртуальные образы тем самым
размножаются, их совокупность абсорбирует всю актуальность персонажа, и в то же время персонаж
становится лишь одной виртуальностью
среди многих. Эта ситуация была предвосхищена, в фильме Уэллса «Гражданин Кейн», в эпизоде, когда Кейн проходит
между двумя зеркалами, обращенными
друг к другу; она возникает 1 Ср. то, что говорит
о «содержании» и «выражении» Ельмслев: «Невозможно утвер |