2 Bachelard, «La terre et les reveries de la
volonte», Corti, p. 290 (по поводу крис 3 О «движении камеры на 360° с применением
нескольких зеркал»,,ср.: С i m e n t. в чистом виде
в знаменитом ледяном дворце из фильма «Леди из Шанхая», когда принцип неразличимости достигает своего
апогея: этоср-вершенный образ-кристалл, где множество
зеркал вбирает в себя актуальность двух персонажей, которые могут вновь обрести
ее лишь разбив все зеркала, столкнувшись друг с
другом и друг друга убив. Актуальный
образ и его виртуальный образ, следовательно, формируют наименьший
внутренний круг, а в пределе - стрелку или точку,
но такую физическую точку, в которой имеются отчетливо выделяемые элементы (немного1 напоминающую
эпикуровский атом). От-, четливо выделяемые,|но неразличимые — таковы
актуальное и виртуальное в непрерывном
процессе обмена. Когда виртуальный образ становится актуальным, он делается еще и видимым, и «прозрачным», словно
в зеркале или в правильном твердом кристалле. Но актуальный образ, в свою очередь, становясь виртуальным, отсылает к совсем иному: он делается невидимым, тусклым и
темным, словно кристалл, едва
очищенный от комьев земли. Стало быть, пара «актуаль-ноесвиртуальное» сразуже продлевается в пару
«прозрачное-тусклое», что выражает
отношения их обмена. Достаточно лишьизменения условий (а именно температурных), чтобы прозрачная грань помрачнела, а грань тусклая приобрела или вновь обрела
свою, прозрачность. Так продолжается
обмен. Пока не уточнены условия, существует отчетливое выделение двух
граней, но не их неразличимость. На наш взгляд,
эта ситуация близка к научной. И не случайно мы обнаруживаем, что Занусси разрабатывает ее как функцию
научного вдохновения. Между тем предмет интересов Занусси - «власть»
науки, ее отношения с жизнью, и прежде всего ее проекция в жизнь самих ученых1. В фильме «Структура кристалла»
как раз показаны двое ученых, один
из которых имеет «яркое» имя и находится на свету официальной науки, тогда как другой, прячется в
уголках тусклой жизни и выполняет смутные задачи. Но — если сменить
аспект—разве на темном лице не может быть
сияния, даже если свет этот исходит не от науки, даже если он близок свету веры и «озарения» в августиновском смысле слова? И разве представители чистой науки
не могут казаться необычайнстусклыми, а двигатель их затей на поверку —
всего лишь невысказанная воля к власт>(«3ащитные
цвета», «Императив»)! Занусси
принадлежит к тем режиссерам, которые уже в последрейеров-скую эпоху сумели подпитывать диалоги религиозным,
метафизическим или же научным
содержанием, при этом сохраняя самую что ни |