Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

2  Bachelard, «La terre et les reveries de la volonte», Corti, p. 290 (по поводу крис
талла). Рус. пер.: Г. Башляр. «Земля и грезы воли», М. 2000, С. 282.

3  О «движении камеры на 360° с применением нескольких зеркал»,,ср.: С i m e n t.
«Le livre de Losey». Stock, p.
261-262, 274.                                                            <-,


в чистом виде в знаменитом ледяном дворце из фильма «Леди из Шанхая», когда принцип неразличимости достигает своего апогея: этоср-вершенный образ-кристалл, где множество зеркал вбирает в себя актуальность двух персонажей, которые могут вновь обрести ее лишь разбив все зеркала, столкнувшись друг с другом и друг друга убив.

Актуальный образ и его виртуальный образ, следовательно, формируют наименьший внутренний круг, а в пределе - стрелку или точку, но такую физическую точку, в которой имеются отчетливо выделяемые элементы (немного1 напоминающую эпикуровский атом). От-, четливо выделяемые,|но неразличимые — таковы актуальное и виртуальное в непрерывном процессе обмена. Когда виртуальный образ становится актуальным, он делается еще и видимым, и «прозрачным», словно в зеркале или в правильном твердом кристалле. Но актуальный образ, в свою очередь, становясь виртуальным, отсылает к совсем иному: он делается невидимым, тусклым и темным, словно кристалл, едва очищенный от комьев земли. Стало быть, пара «актуаль-ноесвиртуальное» сразуже продлевается в пару «прозрачное-тусклое», что выражает отношения их обмена. Достаточно лишьизменения условий (а именно температурных), чтобы прозрачная грань помрачнела, а грань тусклая приобрела или вновь обрела свою, прозрачность. Так продолжается обмен. Пока не уточнены условия, существует отчетливое выделение двух граней, но не их неразличимость. На наш взгляд, эта ситуация близка к научной. И не случайно мы обнаруживаем, что Занусси разрабатывает ее как функцию научного вдохновения. Между тем предмет интересов Занусси - «власть» науки, ее отношения с жизнью, и прежде всего ее проекция в жизнь самих ученых1. В фильме «Структура кристалла» как раз показаны двое ученых, один из которых имеет «яркое» имя и находится на свету официальной науки, тогда как другой, прячется в уголках тусклой жизни и выполняет смутные задачи. Но — если сменить аспект—разве на темном лице не может быть сияния, даже если свет этот исходит не от науки, даже если он близок свету веры и «озарения» в августиновском смысле слова? И разве представители чистой науки не могут казаться необычайнстусклыми, а двигатель их затей на поверку — всего лишь невысказанная воля к власт>(«3ащитные цвета», «Императив»)! Занусси принадлежит к тем режиссерам, которые уже в последрейеров-скую эпоху сумели подпитывать диалоги религиозным, метафизическим или же научным содержанием, при этом сохраняя самую что ни


Предыдущая Следующая