1 Cowie Peter, «La chute d'un coips». «Cinematographe»,
no. 87, mars 1983, p.<>. В этой статье содержится
превосходный анализ всего творчества Занусси. свою роль,
действительно отрубает себе руки, из любви к той, что отвергала
предлагаемые ей руки мужчин, — но пытается сохранить достоинство,1 организуя убийство неизуродованного соперника («Неизвестный»). В фильме «Нечестивая троица» чревовещатель Эхо в итоге может говорить лишь через собственную марионетку,
но вновь обретает себя в криминальном деле, переодевшись в пожилую даму,
— несмотря на то, что ему приходится сознаться в своем преступлении, хотя бы и
устами несправедливо обвиненного. Монстры из фильма «Уродцы» являются таковыми
лишь потому, что их вынудили сыграть их
настоящую роль, и они обретают себя в темной мести, обнаруживая странный
свет, сполохи которого вынуждают их эту роль прервать'. В фильме «Черный дрозд» «актера», попавшего в поток
преображения, разбивает паралич в
тот момент, когда он собрался воспользоваться ролью епископа с преступной целью: как если бы чудовищные изменения внезапно застыли. Ненормальная и удушающая
медлительность вообще пронизывает
персонажей Браунинга, находящихся внутри кристалла. То есть у Браунинга перед
нами предстает отнюдь не рефлексия о театре или цирке, какую мы увидим у других
режиссеров, а двуличие актера, и это
может уловить лишь кинематограф, вычертив собственный круг. Виртуальный образ публичной роли
становится актуальным, однако же по
отношению к виртуальному образу частного преступления, которое, в свою очередь, делается актуальным
и вытесняет первый образ. И теперь уже непонятно, где роль, а где —
преступление. Возможно, здесь требуется из
ряда вон выходящее взаимопонимание между
актером и режиссером, а такое было между Браунингом и Лоном Чани. Этот кристальный круг актера, его
прозрачная и тусклая грани,
напоминают травести. И если Браунинг тем самым достигает поэзии несказанного, то, по-видимому, два
знаменитых травестийных фильма
кое-что унаследовали из его вдохновения: «Убийство» Хичкока и «Месть
актера» Итикавы, с их великолепным черным фоном. К этому разнородному списку следует добавить тему корабля. Ведь это тоже и беговая дорожка, и круг. Похоже, расколотость надвое, как на картинах
Тернера, - не результат катастрофы, а просто свойство корабля. Эту структуру в своем романном творчестве навсегда зафиксировал
Герман Мелвилл. Зародыш, оплодотворяющий море, — корабль 1 Ср. анализ
Браунинга, проведенный Жан-Мари Сабатье, «Les classiques du cinema fantastique». Balland, p. 83—85 : «Все творчество Браунинга основано на диалектике
«зрелище-реальность». <...> Эта способность драматического актера
преображаться из реального человека в человека из грезы — так, что при этом он
кажется еще могущественнее, на самом деле не
проистекает из темы двойничества в том виде, как мы находим ее у немецких
романтиков или же в мифе о докторе Джекиле и мистере Хайде. Речь здесь идет не
столько о двойнике, сколько об отражении, существующем лишь применительно к взгляду другого, тогда
как лицо пребывает в тени и под
маской». |