372 Жиль Деаез Кино-2. Образ-время 373 воспринимается в промежутке между двумя
своими кристаллическими гранями: таковы прозрачная грань, т. е. вид корабля
сверху, когда все должно быть видимым и быть в
соответствии с распорядком^— и грань тусклая, нижняя часть судна, то,
что происходит под водой, черные лица помощников кочегаров. Но похоже, что прозрачная
грань актуализуетсвоего рода театр или
драматургию, происходящего между пассажирами,
тогда как виртуальное переходит в грань тусклую и, всвою очередь, актуализуется в сведении счетов между
машинистами, в дьявольской извращенности боцмана, в мономании капитана,
в тайной мести бунтующих негров1.
Вот он, круг двух виртуальных образов, непрерывно становящихся актуальными по отношению друг к другу и
непрестанно друг друга активизирующих. Но кинематографическую версию корабля дает не столько фильм Хьюстона «МобиДик»,
сколько «Леди из Шанхая» Уэллса, где мы обнаруживаем большинство фщур, характерныхдля образа-кристалла: яхта «Цирцея»
свидетельствует о наличии граней
видимой и невидимой, прозрачной грани, из-за которой однажды попадает
впросак наивный герой, — тогда как на другой, тусклой грани, выступающей в грандиозной темной сцене с аквариумом с монстрами, возрастает безмолвие, да и сама эта
грань увеличивается по мере того, как первая расплывается или теряет
очертания. Иначе - за пределами цирковой дорожки — круг корабля как последнее
пристанище показывает Феллини. Уже пакетбот
из «Амаркорда» выглядел словно
гигантский зародыш небытия или бытия поверх пластикового.моря. А в
фильме «Икорабль плывет...» грани судна множатся, будто у разрастающегося многоугольника. Сначала оно
раскалывается надвое: на верх и низ,
ибо все, что есть видимого на корабле, включая и его матросов, поставлено на службу грандиозному
драматургическому предприятию с
пассажирами-певцами; однако, когда эти пассажиры сверху видят пролетариат, находящийся внизу, зрителем
или слушателем музыкального конкурса в кухнях, навязываемого им «верхней» публике,
становится уже он. Затем раскол
меняет ориентацию, на этот раз разделяя
на мостике пассажиров-певцов и потерпевших крушение пролетариев: здесь опять же
в музыкальной композиции в стиле Бартока происходит обмен между актуальным и виртуальным, прозрачным и тусклым. А потом раскол превращается чуть ли не в
раздвоение: мрачный военный корабль, слепой, наглухо закрытый и устрашающий,
требует выдать беженцев и
актуализуется по мере того, как корабль прозрачный завершает свою
похоронную драматургию, — в роскошном кругу образов,
мелькание которых становится все более стремительным, два корабля взрываются и идут на дно, отдавая морю,
этой всегда аморф- 1 О корабле,
зрении, видимом и невидимом, прозрачном и тусклом в творчестве |