388 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 389 к жизни,
которую символизирует река, и которая сливается с реклй за пределами кристалла. Этот фильм необыкновенно близок Лоуренсу. С точки зрения Ренуара театр первичен, но именно потому, что из него должна выйти жизнь. Театр обладает ценностью лишь по причине поисков искусства жить, и как раз это усваивает «неподходящая» чета из фильма «Маленький театр». «Так где же заканчивается театр и начинается жизнь?» —
этот вопрос Ренуар ставил всегда. Мы рождаемся в кристалле, но кристалл сохраняет в себе лишь смерть, а жизнь должна выйти за егопределы, и сначала ее следует попробовать.
Профессор из «Завтрака на
траве» переживает такое
приключение, уже став взрослым. Разнузданный танец в конце фильма «Французский
канкан» — это не хоровод, вызывающий
прилив жизни в некоем круге на театральной сцене, как у Офюльса, — но,
напротив того, галоп, как бы способ, каким театр открывается жизни, изливается в жизнь, и ее бурный поток уносит Нини. В конце «Золотой кареты» трое
персонажей обретут свои роли в жизни, а вот Камилла так и останется внутри
кристалла, хотя и для того, чтобы
попытаться сыграть еще несколько ролей, в одной из которых, возможно,
обнаружится настоящая Камилла1. Именно поэтому,
отдав обильную дань общей любви французской
школы к воде, Ренуар использует ее на свой особенный лад. На его взгляд, существует два состояния воды:
замерзшая вода оконного стекла, плоского зеркала или глубокого кристалла,
— и живая текучая вода (в «Завтраке на
траве» роль такой воды играет ветер). Это горазда ближе к Мопассану, чем к натурализму, ибо
Мопассан часто видит предметы сквозь
стекло и любит наблюдать, как они плывут по течению реки. В «Загородной прогулке» именно через окно двое героев
следят за приехавшей семьей, и
каждый выступает в собственной роли: один — циника, другой — человека
сентиментального и щепетильного. Однако же,
когда действие переносится на реку, жизненные испытания срывают с героев
маски, и в цинике обнаруживается хороший парень, тогда как сентиментальный
человек оказывается бессовестным соблазнителем. Сквозь стекло или в кристалле мы видим время в его двунаправленном движении: оно влечет с собой все настоящие времена, заменяя одно другим и устремляясь
в будущее, — но также и сохраняет в себе все прошлое,
роняя его при этом в темные глубины. Эти расщепление и дифференциация у Офюльса
осуществляются не до конца, ибо в его фильмах
время закручивается, а два его аспекта отбрасывают и активизируют друг друга, двигаясь по кругу, непрерывно
перезаряжая его полюса и преграждая путь в будущее. Теперь же, напротив,
расщепление 1 Ср.: Truffaut, в: «Bazin», p. 260—262 Кроме того, как раз в «Золотой
карете» |