может проходить до конца, но как раз при
условии того, что одна из двух тенденций выйдет из кристалла
через трещину. Из неразличимости актуального и виртуального должно
получиться иное различие: новая, ранее не существовавшая
реальность. Все прошедшее вновь оказывается в кристалле и остается в нем: это
совокупность застывших, неподвижных, готовых и слишком
общепринятых ролей, которые персонажи последовательно пробуют, — роли мертвые, или роли
смерти, смертельная пляска (данс-макабр)
воспоминаний, о которой писал Бергсон
(это происходит, например, в замке из «Правил игры» и в крепости
из «Великой иллюзии»). Эти роли могут быть и героическими, — например, когда два офицера из воюющих между
собой армий действуют в соответствии с уже отжившими ритуалами, — или
очаровательными, как испытание первой любви:
тем не менее они уже обречены, ибо уже
обречены на воспоминания. И все же без «примерки» ролей не обойтись. Она необходима для того, чтобы другая
тенденция, связанная с проходящими
друг за другом и сменяющими друг друга настоящими временами, сошла со сцены и устремилась в будущее,
чтобы она создавала это будущее из
брызжущей жизни. Вот эпизод, когда двое беглецов могут спастись, только если кто-то из них пожертвует товарищем. И спасется Гарриет, потому что окажется способной
отречься от роли в игре в первую
любовь. Спасенного на водах Будю спасают сами воды, ибо он отказывается от последовательных ролей,
навеваемых ему чересчур интимными мечтами о жене хозяина книжного магазина. Мы выходим из театра, чтобы погрузиться в жизнь, но
выходим мы из него неощутимо; нас
уносит струйка текучей воды, т. е. времени. Именно при выходе из театра время дает будущее себе и
нам. Здесь возникает важный вопрос:
где начинается жизнь? Внутри кристалла время дифференцировано по двум движениям, но лишь одно из них заряжено будущим и свободой, и условие таково, что из
кристалла необходимо выйти. И тогда
создается реальное, которому в то же время удастся избежать постоянной отсылки к актуальному и виртуальному,
к настоящему и прошлому. Когда Сартр
ставил в упрек Уэллсу (и фильму «Гражданин Кейн») то, что этот
режиссер воссоздал время на основе прошлого вместо того, чтобы попытаться
понять время в зависимости от измерения,
направленного в будущее, он, возможно, не осознавал, что режиссером, которому его пожелания оказались ближе
всего, стал Ренуар. Именно Ренуар живо осознавал тождественность свободы
будущему, коллективному или индивидуальному, тождественность свободы порыву к будущему и открытости в будущее. Это
можно назвать даже политической
совестью Ренуара, ибо так он понимал Французскую Революцию и Народный Фронт. Возможно, существует еще и третье состояние: кристалл, постигаемый в
период своего формирования и роста, а также соотносимый с составляющими его
«зародышами». В действительности, закончен- |