390 Жиль Кино-2. Образ-время 391 ных кристаллов не бывает; всякий
кристалл по определению бесконечен, он
находится в процессе создания, и творит его зародыш, воплощающий в себе подвергаемую кристаллизации среду
и силу кристаллизации. Теперь вопрос
уже не в том, что и как из кристалла выходит, но, наоборот, в том, как в
него войти. Ведь каждое вхождение р кристалл
само по себе является кристаллическим зародышем и составной частью кристалла. Мы узнаём метод, постепенно
становившийся методом Феллини. Он
начинал с фильмов о блужданиях, в которых оо-лаблены сенсомоторные связи и на передний план вьщвинуты чистые оптико-звуковые
образы, — с романов-фотографий, с фоторасследований, с образов мюзик-холлов и праздников... Но во всем этом есть еще и мотив бегства, эскейпизма, путешествия вдаль.
Однако затем его все более
заинтересовала тема погружения в новую стихию и увеличение количества входов в нее. У Феллини есть входы
географические, психог логические, исторические,
археологические и т. д.; разнообразные входы в Рим и в мир клоунов. Не
исключено, что один из входов обладает эксплицитной
двусмысленностью; так, переход через Рубикон в фильме «Рим» представляет собой воспоминание хотя и историческое, но комическое,
ибо с ним сопряжены школьные воспоминания. А в «8 '/2» можг но перечислить все эти входы, формирующие
соответствующие типы образов:
воспоминание детства, наваждение, развлечение, мечты, фантом, deja-vu1. Отсюда эти ячеистые строения,
образы, разделенные пег регородками,
эти клеточки, ниши, ложи и окна, столь характерными для «Сатирикона»,
и для «Джульетты и духов», и для «Города женщин»^ Здесь происходят два явления сразу. С одной стороны, кристаллизуются чисто оптические и звуковые образы: они втягивают в себя собствен^ ное содержание, кристаллизуют его, формируют его из актуального образа и его зеркального отражения, то есть образа виртуального. И все это зародыши, или входы: у Феллини цирковые номера и аттракционы заменили собой сцену и уменьшили значение глубины кадра. Но, с другой стороны, слипаясь, они образуют единый и до бесконечности расг
тущий
кристалл. И дело здесь в том, что кристалл в целом — не что иное,, как упорядоченное множество его зародышей или
фигура, состоящая из соединительных
перегородок для всех его входов, трансверсаль всех его входов.) Феллини превосходно усвоил экономический принцип, согласно которому доходы приносит только вход. В Риме нет никакого единства, кроме единства спектакля, объединяющего все входы в Рим. Спектакль становится универсальным и непрестанно разрастается, и именно пос, 1 Это верно не
только для Феллини. В анализе фильма «Прошлым летом в Мариен-баде» Оллье
составил полный перечень типов образов: образ-воспоминание, желание,
псевдовоспоминание, фантазм, гипотеза, логическая цепь... («Се soir a Marienbad», « |