тому, что в нем
нет иных объектов, кроме входов в зрительный зал, эти входы можно уподобить
кристаллическим зародышам. Амангуаль глубоко отметил эту оригинальность
феллиниевской трактовки спектакля, где нет различий между теми, кто
смотрит, и теми, на кого смотрят, нет зрителей, нет
выхода, нет кулис и сцены: это не столько театр, сколько гигантский Луна-парк, в котором движение, ставшее мировым, переносит нас от
витрины к витрине и — через перегородки — от одного входа к другому1.
Теперь становится понятным отличие Феллини от Ренуара и Офюльса: в кристалле Феллини нет трещины, через которую можно или необходимо выйти, чтобы окунуться в
жизнь; но нет также и совершенства заранее выбранного и отшлифованного
кристалла, удерживающего внутри себя жизнь,
чтобы заморозить ее. Этот кристалл
всегда находится в процессе формирования и расширения, .кристаллизующего все, что с ним соприкасается, и
зародыши наделяют его свойством
безграничного роста. Он представляет собой и жизнь как спектакль, и все же взятую в своей спонтанности. Равноценны ли все эти входы? Да, несомненно, ибо они выступают в качестве зародышей. Разумеется, зародыши сохраняют различия, ранее существовавшие между кристаллизуемыми ими оптико-зву-ковымиобразами,
между перцепциями и воспоминаниями, грезами, фантазмами... Но различия эти
становятся неразличимыми, ибо наличествует
гомогенность каждого зародыша и кристалла, поскольку последний в целом —
это лишь крупный зародыш в процессе роста. Но вот появляются и иные различия,
так как кристалл представляет собой
упорядоченное множество: из одних зародышей рождаются уроды, из других -
процветающие люди; некоторые входы открываются, а другие — вновь закрываются,
как римские фрески, стирающиеся и тускнеющие, когда на них смотришь. С
уверенностью здесь ничего сказать нельзя,
даже если есть какие-то предчувствия. Тем не менее селекция происходит (хотя и
совершенно иначе, нежели у Ренуара). Возьмем,
например, входы, или последовательность зародышей в одном из шедевров Феллини, в фильме «Клоуны». Первый,
как это часто бывает у Феллини, связан с воспоминанием детства, — но он
кристал- 1 Бартелеми
Амангуаль посвятил две статьи идее спектакля и ее эволюции у Феллини: «Fellini I» и «II». Он показывает, что в первых его фильмах еще доминирует мотив бегства и поисков выхода; но, начиная с «Ночей
Кабирии», речь уже идет о возвращении; а впоследствии проблема
выхода даже не возникает: I, р. 15—16. Амангуаль анализирует ячеистую и изобилующую
перегородками форму гигантского Луна-парка или территории «всемирной выставки»,
конструируемые Феллини от фильма к фильму: II, р. 89-93. С полным основанием он противопоставляет его Ренуару, но
в слишком уж суровых для Ренуара выражениях (I, р. 26). Мы же не понимаем, в
чем именно ренуаровская тема «театр-жизнь» менее глубока, нежели феллиниевская концепция спектакля, разумеется,
при условии переноса каждой из этих
идей в собственный кинематографический контекст: вне этого контекста ни одна,
ни другая не имеют смысла. |