1 Прокаденция —
неологизм, означающий «вперед — упадничество» — прим. пер. 394 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 395 го центра порыв к
новой реальности, брызги жизни. В одном из преь краснейших образов «Амаркорда» показана
группа лицеистов — робкий, паяц, мечтатель,
хороший ученик и т. д., и все они приходят к гранд-отелю каждый год по окончании сезона; и пока
падают кристаллы снега, каждый в отдельности — и все-таки все вместе —
пытаются то исполнить неуклюжее
танцевальное па, то подражать какому-нибудь музыкальному инструменту, причем один идет по прямой, другой вычерчивает круги, третий вращается вокруг своей оси... В
этом образе присутствует точно
измеренное научное понимание дистанции, когда мальчики друг от друга отделены,
и при этом их объединяет порядок. Они
погружаются в глубину, представляющую собой уже не глубину их памяти, а глубину их сосуществования, в котором
мы становимсяих современниками подобно тому, как они становятся современниками всех
прошедших и грядущих «сезонов». Два аспекта — проходящее настоящее, ведущее к смерти, и сохраняющееся
прошлое, удерживающее в себе зародыш
жизни, непрестанно друг на друга накладываются и перекраиваются. Это напоминает вереницу курортников в видении из «8'/2»,
прерванную пришедшим из сна образом светящейся девушки, санитарки в белом, раздающей металлические
стаканчики. Какой бы ни была быстрота
или растянутость вереницы, тревеллинг здесь подобен наскоку и атаке и движется галопом. Спасением же служит заезженная мелодия, которая накладывается налицо или
же его обволакивает, вытягивая из вереницы. В «Дороге» уже присутствовали
поиски момента, когда избитая
мелодия «наложится» на человека, наконец обретающего покой. А на кого накладывается успокаивающая мелодия из
«8 '/2», — на Клаудию, на супругу, или даже на любовницу, или
же только на ребенка в белом,
«интернельного» или современного всем прошедшим временам и спасающего все, что
можно спасти? Образ-кристалл является столь же звуковым, сколь и оптическим, и Феликс Гваттари имел основания определить кристалл времени как «избитую мелодию»
(ритурнель) par excellence1. Или, скорее,
мелодический ритурнель — это только один из компонентов музыки, противостоящий
другому компоненту - галопу - и с ним смешивающийся. Конь и птица были двумя великими фигурами, одна из которых несет на
себе другую, та же возрождается сама собой - и так до окончательного мгновенного крушения или же постепенного
угасания (во многих танцах фигуры
хоровода завершаются ускоренным галопом). Галоп и 1 Гваттари
развертывает свой анализ «кристалла времени», взяв за основу ритурнель, или же
«маленькую фразу» по Прусту: р. 239 sq. Можно обратиться к
тексту Клемана Россе (Rosset) о назойливых
мелодиях (ntoumelles) вообще и в
особенности о болеро Равеля' «Archives», « |