Последнее кристаллическое состояние, которое мы рассмотрим, связано с разлагающимися кристаллами. О них свидетельствует творчество Висконти. Оно достигло совершенства, когда Висконти сумел 396 Жиль JX/елез Кино-2 Образ-время 397 сразу и различить,
и обыграть четыре неотступно преследовавших ею основных
элемента в их разнообразных отношениях. Во-первых, это мир богачей, родовитых
аристократов: хотя он и кристалличен, кристалл этот какой-то синтетический, ибо находится вне Истории и Природы, за
пределами божественного творения. Как выразился о нем аббат из «Леопарда»: мы не понимаем этих богачей, так как они
создали собственный мир, законы которого мы не можем постичь,
ибо в нем то, что кажется «ам второстепенным или даже неуместным,
обретает чрезвычайные непреложность и важность; их мотивы всегда
ускользают от нас, словно обря,-ды, принадлежащие к неведомой религии
(возьмем, например, старого князя, вновь овладевшего своей виллой
и председательствующего на пикнике). Этот мир отличается от мира
художника-творца, хотя в «Смерти в Венеции» на сцену выведен музыкант, но как раз такой, чье творчество можно назвать чересчур интеллектуальным и рассудочным. Но это и не
мир обыкновенных любителей искусства. Герои Висконти, скорее, искусством окружены, они глубоко «знают» искусство сразу и как творчество, и как жизнь, но это-то знание и отделяет их и от
жизни>,и<от творчества, как происходит с профессором из -«Семейного
портрета в интерьере». Они причисляют себя к сторонникам свободы, но такой свободы, которой они пользуются как бессодержательной привилегией, доставшейся им не от них самих, а от давних предков либо от искусства, коим они себя окружают. Людвиг Баварский стремится «доказать свою свободу», тогда как Вагнер принадлежит к иной расе, по правде говоря, гораздоболее прозаичной и не столь отвлеченной. Людвиг только и стремится, что играть роли, подобные тем, какие, он заставляет сыграть изможденного актера, Король повелевает в своих опустевших замках подобно
тому, как князь - на своем пикнике, и происходит это в движении, вычерпывающем из искусства и жизни всю их интериор-ность/Кульминациями гения Висконти являются
грандиозные сцены, или «композиции»,
часто выдержанные в красно-золотых тонах; таковы оперный театр из фильма «Чувство»,
салоны из «Леопарда», мюнхенский
замок из «Людвига», залы венецианского гранд-отеля, музыкальный салон из «Невинного»: все это
кристаллические образы мира аристократов.
Однако„же эти кристаллические среды неотделимы от процесса разложения, который их подтачивает и
делает темными и тусклыми: таковы
гнилые зубы Людвига, загнивание семьи профессораиз «Семейного портрета в интерьере», мерзость любви графини из «Чувства»,
гнусность многочисленных страстей Людвига, — и повсюду инцест, как в баварской королевской семье, климакс
у героини фильма «Туманные звезды
Большой Медведицы», омерзительность
персонажей фильма «Гибель богов», повсюду
жажда убийства и самоубийства, или потребность
в забвении и смерти, пользуясь словами старого князя о Сицилии. И дело не только в том, что эти
аристократы близки к разорению, ведь приближающееся разорение — лишь
следствие. Дело в том, |