что прошлое исчезло, но то, что сохранилось в
искусственно выращенном кристалле, дожидается их,
втягивает и ловит; оно лишает их всех сил в то время, как они в него
погружаются. Это напоминает знаменитый тревеллинг в начале « Туманных звезд
Большой Медведицы», представляющий
собой не перемещение по пространству, а безысходное погружение в пространство.
Грандиозные композиции Висконти обладают насыщенностью, обусловливающей их
помрачение. Все смешивается, вплоть
до неразличимости двух героинь фильма «Невинный». И в «Людвиге», и в «Гибели богов» кристалл
неотделим от процесса потускнения, который теперь приводит к доминированию
синеватых, фиолетовых и могильных оттенков - цвета луны, напоминающего о
сумерках богов или о последнем царстве
героев (следовательно, движение «солнце - луна» наделено здесь
совершенно иным смыслом, нежели в немецком
экспрессионизме, и особенно во французской школе). Третьим
элементом творчества Висконти является История. Ибо, разумеется, она дублирует распад, ускоряя или даже объясняя его: войны, приход к власти новых сил, возвышение новых богачей, не ставящих своей задачей познать тайные законы старого мира, но провоцирующих его
исчезновение И все же история не совпадает с внутренним распадом кристалла: она остается самостоятельным фактором, имеющим значение сам по себе, и Висконти посвящаетей роскошные образы, заставляя почувствовать ее присутствие, тем более интенсивное, чтоона становится эллиптичной и уходит в закадровое пространство. В «Людвиге» совсем
немного исторических сцен; об ужасах войны и начале
господства Пруссии мы узнаем лишь косвенным путем, и это
произведет тем большее впечатление, что Людвиг Баварский
собирался игнорировать Историю; а она вот, грохочет у ворот его замка. В фильме « Чувство»,
напротив, история присутствует: здесь
показаны и движение за освобождение Италии,
и знаменитая битва, и даже отстранение гарибальдийцев от власти. А в «Гибели богов» мы видим и возвышение
Гитлера, и организацию войск СС, и истребление
отрядов СА. Но независимо от того, присутствует ли история или же находится в закадровом
пространстве, она никогда не образует
декора. Висконти постигает историю окольным путем, схватывает ее в боковой
перспективе, в лучах восходящего или закатного солнца; в его фильмах присутствует некий лазер,
начинающий резать кристалл, дезорганизующий его субстанцию, ускоряющий его
помутнение, рассеивающий его грани — и происходит это под давлением тем
более мощным, что оно направляется извне,
как чума в Венеции или же тихое прибытие
эсэсовцев на рассвете... Наконец, у Висконти имеется и четвертый элемент, наиболее важный для режиссера, ибо он обеспечивает единство и циркуляцию остальных. Это идея
или, скорее, откровение того, что нечто произошло слишком поздно. Если
бы это нечто было воспринято вовремя, то,
возможно, удалось бы избежать естественного распада и истори- |