398 Жиль Делё'з К.ино-2. Образ-время 399 ческого разложения
образа-кристалла. Но как раз История и сама Природа, т. е.
структура кристалла, способствуют тому, что важное событие не происходит вовремя. В «Чувстве» вызывающий отвращение любовник кричит: «слишком поздно, слишком поздно...», и это «слишком поздно» зависит как от разделяющей нас Истории, так и от нашей природы, столь же загнивающей у меня, как и у тебя. В «Леопарде»
же князь будто слышит тот же самый вопль, издаваемый всей Сицилией: остров, омываемый морем, которое Висконти ни разу не показывает, настолько погружен в прошлое собственной природы и истории, что даже новый режим неспособен что-либо для него сделать. Образы из «Людвига» также непрестанно показываются с
рефреном «слишком поздно», ибо такова судьба главного героя. Это нечто, приходящее слишком поздно, всегда связано с ощутимым и чувственным
откровением единства Природы и Человека. И его нельзя назвать простой нехваткой, поскольку у этого грандиозного откровения
такой способ существования. «Слишком поздно» - это не творящаяся во времени случайность, но одно из измерений
времени как такового. Это такое
измерение времени, которое проходит сквозь кристалл и противопоставляет себя статическому измерению прошлого в том виде, как оно сохраняется и нависает бременем
внутри кристалла. Это некий возвышенный свет, противостоящий тусклости, но его динамика такова, что ему полагается сиять слишком
поздно. Как ощутимое откровение,
«слишком поздно» имеет отношение к единству природы и человека, образующему мир или среду. А как откровение
чувственное, оно превращает это единство в личностное. Таково потрясающее откровение музыканта в фильме «Смерть
в Венеции», когда мальчик помогает ему понять то, чего не хватает
его творчеству: чувственную красоту. Таково
же и невыносимое откровение, приходящее
к профессору из «Семейного портрета в интерьере», когда в молодом
человеке он обнаруживает проходимца, своего любовника по природе и сына по культуре. Уже в «Одержимости», первом фильме Висконти, возможность гомосексуализма возникла
как шанс на избавление, шанс выхода из удушливого прошлого, - но слишком
поздно. И все-таки трудно поверить, что
гомосексуализм был для Висконти идеей-фикс. Одна из прекраснейших сцен
из «Леопарда» - та, в которой старый князь - после того как он одобрил
брак по любви, заключенный между его
племянником и дочерью нувориша, ради того, чтобы спасти все, что можно, воспринимает танец как откровение девушки: они смотрят друг на друга, находя
совершенную гармонию; оказывается,
что они созданы друг для друга, тогда как племянник стушевывается,
будучи зачарован и подавлен величием этой пары, — но уже «слишком поздно» и для старика, и для девушки. |