Висконти не
сразу одинаково хорошо освоил четыре элемента своего творчества: поначалу они
зачастую различались нечетко или I [ мешали друг другу. Но режиссер
занимался поисками и имел предчувствия.
Часто замечали, что в рыбаках из фильма «Земля дрожит» чувствуются медлительность и некая застылая
статичность, свидетельствующие об их природном аристократизме,
противопоставленном манерам нуворишей; но попытки рыбаков терпят крах, и виной
тому -не оптовые торговцы, а бремя
архаического прошлого, из-за которого их предприятие возникает «слишком
поздно»1. Да и Рокко - не только
«святой», но и аристократ божьей милостью, хотя происходит он из семьи бедных крестьян; однако ему слишком
поздно возвращаться в деревню, так
как город уже все извратил, все потускнело, и История уже меняет лицо
деревни... Нам представляется, что полного совершенства в гармонизации четырех
элементов своего творчества Висконти
достигает в фильме «Леопард». Сожалеющее «слишком поздно» приближается
здесь по мощи к Nevermore из Эдгара По;
кроме того, оно объясняет, в каком
направлении Висконти мог бы экранизировать
Пруста2. И это сетование Висконти мы не должны объяснять очевидным
аристократическим пессимизмом режиссера: ведь произведение искусства творится из таких вздохов подобно тому, как из горестей
и страданий высекается статуя. «Слишком поздно» обусловливает возникновение произведения искусства и служит
условием его успеха, поскольку
ощутимое и чувственное единство Природы и человека является сущностью
искусства par excellence, - ведь свойство
искусства - как раз то, что оно приходит слишком поздно во всех отношениях, кроме одного: обретения времени. Как
писал Барончел-ли, Прекрасное поистине становится у Висконти одним из измерений, оно «выступает в роли четвертого измерения»3. 'Lara Philippe de. «Cinematographe», no. 30, septembre 1977, p. 20 : «Если "Земля дрожит "— это фильм,
ориентированный на персонажей, то важнее всего в нем время: его ритмы и раскадровка формируют материю фильма; диегеза
(разделение) свидетельствует, что
именно оно является главной причиной краха рыбаков». 2 Можно составить целый список тем, объединяющих Висконти и Пруста: крис |