Что же касается Бергсона, то у него этот образ-время естественным способом продлевается в образе-языке и образе-мысли. Прошлое для времени
является тем же, чем смысл для языка (langage),
а
идея — для мысли. Смысл как прошлое языка
служит формой его предсуще- 1 Это — дальнейшая
разработка тезисов из главы III «Материи и
памяти», с которыми мы познакомились ранее (вторая схема времени, конус):
р. 302-309 (181— 190). Рус. пер., с. 255-262. 402 Жиль Деяёз Кино-2. Образ-время 403 ствования, — это то, куда мы
попадаем сразу же, пытаясь понять образы
слышимых фраз, различить образы воспринимаемых слов и даже фонем. Он также организуется в виде сосуществующих
кругов, полотнищ или регионов, в
промежутках между которыми мы и производим поиски согласно актуальным слуховым сигналам, поступающим к нам вразнобой. Точно так же мы мгновенно постигаем
какую-либо идею, «располагаясь» в том
или ином из ее кругов ради того, чтобы сформировать образы, соответствующие текущим поискам. А значит, хроног сигнумы непрестанно продлеваются в лекто- и
ноосигнумах. Но если следовать в ином направлении, то может ли настоящее время, в свою очередь, выступать в роли времени в целом? Да, это возможно, но только если нам удастся отделить его от его собственной актуальности, совершенно так же, как мы отличаем прошлое от актуали-зовавшего его образа-воспоминания. Если настоящее актуально отли^ чается от будущего и прошлого, то причина здесь в том, что оно предг ставляет собой присутствие некоего явления, которое как раз перестает присутствовать (или быть в настоящем), когда его заменяет иное явление. Прошлое и будущее «говорят» друг другу о
некоем явлении именно по отношению к настоящему иного явления. И тогда мы
проходим вдоль цепи различных событий сообразно явно
выраженному времени или же какой-то формы последовательности, в силу которой
различные явления занимают настоящее одно
за другим. Все пойдет по-другому, если
мы «расположимся» внутри отдельно взятого события, погрузившись в готовящееся, происходящее и исчезающее
событие, или же если мы заменим
прагматическую широтную перспективу картиной чисто оптической —
вертикальной, или видом вглубь. Тогда событие уже не сольется ни с пространством, служащим ему местом, ни с мимолетным актуальным настоящим: «час события истекает перед
тем, как событие заканчивается, и тогда событие возобновляется в иной
час <...>; всякое событие, так
сказать, располагается во времени, где ничего не происходит», и как раз в пустом времени мы
предощущаем воспоминание, разлагаем
на составные части то, что является актуальным, и помещаем туда
воспоминание после того, как оно сформировалось1. В ней уже 1 Цитируемый нами
превосходный текст Грётхейзена (Gr6ethuysen, «De |