ни движению на
противоположную и «выставляет напоказ» время как таковое.
Разумеется, мы не утверждаем, будто глубина кадра обладает исключительными правами на образ-время. Ведь существует и множество типов непосредственного образа-времени. Есть и такие типы,
которые создаются путем устранения глубины (как глубины в кадре, так и глубины кадра); и в этом случае плоские разновидности таких
образов могут быть весьма разнообразными, что зависит от различных концепций
времени - ведь Дрейер, Роб-Грийе и Зиберберг работают по-разному... Мы же имеем в виду то, что глубина кадра создает определенный тип непосредственного образа-времени,
который поддается определению с
помощью памяти, виртуальных регионов прошлого и аспектов каждого региона. Это функция не столько реальности, сколько припоминания и темпорализации: не
воспоминание в полном смысле слова, но «приглашение к воспоминанию...». Этот факт следует вначале констатировать и лишь потом пытаться истолковать; в большинстве случаев, когда глубина кадра выступает абсолютно явственно, это происходит в связи с памятью. Вот еще одна бергсонианская черта кинематографа, ведь речь идет не о психологической памяти, составленной из образов-воспоминаний в том условном
виде, как их может показать flashback. He идет речь и о последовательности настоящих времен,
пробегающих друг за другом согласно
времени хронологическому. Речь идетлибоо попытке воскресить прошлое,
производимой в рамках актуального, настоящего и предшествующей формированию образов-воспоминаний, либо об
исследовании некоего полотнища прошлого, откуда в конечном счете эти образы-воспоминания исходят. Это
«ближняя сторона» и «та сторона» психологической памяти, два полюса
метафизики памяти. Две крайние точки памяти
Бергсон представляет как расширение полотнищ прошлого и сужение
актуального настоящего1. Между
ними существует взаимосвязь, поскольку воскресить в памяти воспоминание означает «перескочить» в тот
регион прошлого, где, как мы
предполагаем, находится его виртуальная залежь, причем все полотнища или регионы являются
сосуществующими по отношению к
актуальному суженному настоящему, из которого происходит воскрешение прошлого (тогда как, с психологической .точки зрения они следуют друг за другом по отношению
к настоящим временам, коими были они сами). Этот факт можно
констатировать потому, что глубина кадра
иногда показывает нам воскрешение прошлого как процесс, а иногда -
виртуальные полотнища прошлого, исследуемые
нами с целью найти разыскиваемое воспоминание. Первый случай, сужение, часто применяется в фильме «Гражданин ' ММ, р.
184 (31). Рус. пер., с. 179: двумя формами памяти являются «полотнища |