Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

' Поповодувсехэтихтем.ср.: Serres M i с he I, «Lesystemede Leibniz». P. U.F.,
I, p.
151-174, II, p. 648-667.                                                                                  ,;


Однако в другом аспекте план-эпизод, наделенный глубиной кадра, выразительно отмечает объемы и рельефности; теневые участки, из которых выходяттела и в которые возвращаются; оппозиции и сочетания света и тени; производящие сильное впечатление полосатые узоры, которые накладываются на тела, когда те бегут по несплошному пространству с промежутками («Леди из Шанхая», «Процесс»: здесь мы видим настоящий неоэкспрессионизм, освобожденный от собственных нравственных предпосылок, как от идеала истины)1. Можно утверждать, что Уэллс подверг понятие центра двойному преобразованию, на котором основан новый кинематограф: центр перестал быть сенсомоторным и сделался, с одной стороны, оптическим и определяющим новый режим описания, — с другой же, светящимся и определяющим новый тип поступательного движения повествования. Дескриптивное и проективное соответствуют повествованию и туманности...

Возводя ложное в некую степень, жизнь освобождалась как от мнимостей, так и от истины: ни истинного, ни ложного, - альтернатива становится неразрешимой, — но потенция ложного, воля, имеет теперь решающее значение. Начиная с «Леди из Шанхая», Уэллс упорно выводит одного и того же персонажа, фальсификатора. Но существует он не иначе как в виде серии фальсификаторов, представляющих его собственные метаморфозы, поскольку сама потенция существует лишь в виде серии потенций, служащих показателями ее степени. Всегда наличествует персонаж, которому суждено предать другого (Уэллс настаивает: принц должен предать Фальстафа, а Мен-зис — Куинлэна), так как другой — уже предатель, а предательство представляет собой взаимосвязь фальсификаторов, образующих целую серию. Сила личности самого Уэллса постоянно заставляла забывать о том, что его постоянной темой является отказ быть личностью, в духе миссис Дэллоуэй, героини Вирджинии Вульф2. Становление, не-

1  Шарль Тессон («Cahiers du cinema») анализирует глубину кадра как фактор нару
шения равновесия, «устремления его к ложному»: это напоминает съемку скорпи
она в фас, когда «самое важное не впереди, а в глубине», так что образ «начинает
раскачиваться в сторону чистого ясновидения». В плане-эпизоде, равно как и в ко
ротком монтаже, присутствует эффект раскачивания.

2  Среди проектов Уэллса был сценарий «Мечтатели» по Исаку Динесену: певица,
потерявшая голос после жестокой любовной истории, встречает в деревенском хо
ровом обществе маленького мальчика с точно таким же голосом; она дает ему уроки
в надежде, что через три'года мир снова услышит ее голос; между ней и мальчиком
возникают весьма эротические отношения, толкающие мальчика на месть... Это ис
тория о предателях или фальсификаторах в манере Уэллса, но столь же важен в ней и
мотив стирания личности. Исак Динесен вкладывает в уста героини почти те же сло
ва, какие Вирджиния Вульф заставляет произнести свою миссис Дэллоуэй: «Никог
да больше, Маркус, я не буду одной личностью; впредь я буду несколькими личнос
тями» . Уэллс сообщает, что отснял эту сцену, поскольку она является одним из raisons
d'etre
для всего фильма. (Е n t г е t i e n, «Cahiers du cinema», p. 49,58).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz