'
Поповодувсехэтихтем.ср.: Serres M i с he I, «Lesystemede Leibniz». P. U.F., Однако в
другом аспекте план-эпизод, наделенный глубиной кадра, выразительно отмечает объемы и рельефности; теневые участки, из которых выходяттела и в которые возвращаются; оппозиции и сочетания света и тени; производящие сильное впечатление полосатые узоры, которые накладываются на тела, когда те бегут по несплошному пространству с промежутками («Леди из Шанхая», «Процесс»: здесь мы видим
настоящий неоэкспрессионизм, освобожденный от
собственных нравственных предпосылок, как от идеала истины)1.
Можно утверждать, что Уэллс подверг понятие центра
двойному преобразованию, на котором основан новый кинематограф: центр перестал быть сенсомоторным и сделался, с одной стороны,
оптическим и определяющим новый режим описания, — с другой же, светящимся и определяющим новый тип поступательного движения повествования. Дескриптивное и проективное
соответствуют повествованию и
туманности... Возводя ложное в
некую степень, жизнь освобождалась как от мнимостей, так и от истины: ни
истинного, ни ложного, - альтернатива становится неразрешимой, — но потенция
ложного, воля, имеет теперь решающее
значение. Начиная с «Леди из Шанхая», Уэллс упорно выводит одного и того же персонажа,
фальсификатора. Но существует он не иначе как в виде серии фальсификаторов,
представляющих его собственные метаморфозы, поскольку сама потенция существует
лишь в виде серии потенций, служащих показателями ее степени. Всегда наличествует персонаж, которому
суждено предать другого (Уэллс
настаивает: принц должен предать Фальстафа, а Мен-зис —
Куинлэна), так как другой — уже предатель, а предательство представляет собой взаимосвязь фальсификаторов,
образующих целую серию. Сила личности
самого Уэллса постоянно заставляла забывать о том, что его постоянной темой является отказ быть личностью, в духе миссис Дэллоуэй, героини Вирджинии Вульф2.
Становление, не- 1 Шарль Тессон («Cahiers du cinema») анализирует глубину кадра как фактор нару 2 Среди проектов Уэллса был сценарий «Мечтатели» по Исаку Динесену:
певица, |